Как будет меняться налоговая политика в 2022 – 2024 годах

В документе зафиксированы уже действующие изменения, некоторые из них были введены в условиях пандемии. Так, с 1 января 2021 года был отменен единый налог на вмененный доход, взамен ему было расширено применение патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности.
Изменения коснулись и упрощенной системы налогообложения (УСН) — было расширено применение этого спецрежима. Повысились пороговые значения:
- доходов — со 150 до 200 млн руб.;
- занятости — со 100 работников для 130.
До 2024 года регионам продлили право вводить для впервые зарегистрированных ИП налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСН, ПСН).
Для ИП на ПСН предоставлено право налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов.
Основные изменения и их влияние на бизнес
Минфин акцентирует внимание на такие направления, как собираемость налогов, вывод бизнеса из теневого сектора, работа с дебиторкой.
Повышение собираемости налогов
В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.
Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.
- Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
- Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
- Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
- Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.
Создание условий для добровольной и своевременной уплаты налогов
С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
Системная работа с дебиторской задолженностью
За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:
- расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
- выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
- уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
- отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
- расширен институт залога в налоговом праве и других мер.
Совершенствование валютного контроля
Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.
С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.
Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).
Как будет меняться налоговая политика
В документе Минфина отмечается, что на содействие структурным изменениям, которые уже происходят, «будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему».
До 2024 года налоговая политика будет ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса. При этом собираемость налогов по мере борьбы с теневым сектором будет расти. Но одновременно власти обещают смягчить налогоплательщикам административную нагрузку.
Отправляйте отчетность быстро и без ошибок, ведите документооборот с контролирующими органами
Что будет способствовать обелению экономики и созданию справедливой конкуренции в 2022-2024 годах:
- развитие национальной системы прослеживаемости товаров;
- формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
- запуск нового налогового режима УСН. онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (как и в случае с НПД, уплата налога будет осуществляться через приложение);
- введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
- повышение качества администрирования акцизов на табак.
Как планируют поддерживать малый и средний бизнес
В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:
- программа льготного кредитования субъектов МСП;
- бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
- механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
- создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
- запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
- создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
- поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.
Контур помогает компаниям продолжить работу и сохранить процессы. Полезные инструменты и сервисы для развития бизнеса на выгодных условиях
Меры поддержки бизнесаКонтур помогает компаниям продолжить работу и сохранить процессы. Полезные инструменты и сервисы для развития бизнеса на выгодных условиях
Какие основные направления налоговой политики на 2022 (2023-2024 гг.) утвердил Минфин: обзор
Ежегодно Минфин России утверждает с учётом различных факторов и изменений Основные направления налоговой политики. Их краткий обзор на 2022-2024 годы приводим в этом материале. Он даст понять, каких изменений ожидать по налогам и спецрежимам налогообложения. Сразу скажем, что это важно и для юридических, и для физических лиц, а также налоговых агентов.
Что будет по налогу на прибыль
Меры налоговой политики по видам налогов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов приведены в Приложении 2 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России.
Причина – с 01.01.2022 становится обязательным отражение предмета лизинга в бухгалтерском учете как на балансе лизингодателя, так на балансе лизингополучателя
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ/подоходный)
- о владельцах сертификатов на материнский (семейный) капитал, распорядившихся его средствами;
- размере использованных средств маткапитала.
- оборудования;
- программно-технических средств;
- средств защиты информации;
- иных средств для выполнения трудовой функции.
- соответствующих доходов – на величину, с которой был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) доли в УК;
- на расходы наследодателя (дарителя) на приобретение доли в УК – если такая доля была приобретена налогоплательщиком в порядке наследования (дарения).
Имущественные налоги (транспортный, земельный, на имущество)
- неиспользования для с/х производства участков сельскохозяйственного назначения;
- использования в предпринимательской деятельности земельных участков, предоставленных для ИЖС, садоводства, личного подсобного хозяйства;
- изменения категории земельного участка или разрешенного использования.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
1 | Уточнят ст. 149 и 164 НК РФ, предусматривающие, что освобождение от уплаты НДС (применение ставки 10%) имеет место в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, имеющим регистрационные удостоверения, только при наличии рег. удостоверений также и на данные принадлежности. |
2 | Увеличат со 100 до 300 рублей лимит расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, и освобождаемых от НДС. |
- освобождение от НДС услуг застройщика, оказываемых на основании договора участия в долевом строительстве, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ, предусматривающего передачу застройщиком участнику нежилых помещений (в т. ч. гаражей и машино-мест) в многоквартирном жилом доме;
- отмена освобождения от НДС услуг застройщика, оказываемых при строительстве апартаментов на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом № 214-ФЗ.
В настоящее время определение места реализации работ (услуг) зависит от различных факторов. Предложено установить, что место реализации работ (услуг) во всех случаях – государство, в котором идёт деятельность покупателя. Такое изменение упростит действующий порядок определения места реализации работ (услуг).
Если покупатель работ (услуг) – российское лицо, НДС всегда уплачивает российское лицо в качестве налогового агента. Вместе с тем, иностранный поставщик работ (услуг) сможет уплачивать НДС самостоятельно в случае добровольной постановки на налоговый учет в РФ.
Акцизы
Специальные налоговые режимы (УСН, ПСН)
- С численностью работников не более 5 человек.
- Предельным годовым доходом не более 60 млн рублей.
Страховые взносы
- выплат суточных работникам, постоянная работа которых в пути или имеет разъездной характер;
- надбавки за вахтовый метод работы лицам, выполняющим работы таким методом, взамен суточных.
Совершенствование налогового администрирования
- введение порядка обращения взыскания задолженности организаций и ИП по обязательным платежам, регулируемым НК РФ, на денежные средства (драгметаллы) на счетах в банках дебиторов плательщиков-должников. Такое решение будут выносить при условии подтверждения дебиторки как должником, так и соответствующими дебиторами. Планируется, что такое решение о взыскании дебитор будет исполнять добровольно путем перечисления денежных средств на указанный в этом решении счет налогоплательщика-должника, чтобы избежать последующего принудительного взыскания соответствующей задолженности судебными приставами-исполнителями, как это предусмотрено действующим законодательством;
- расширение применения ответственности по ст. 125 НК РФ за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом – при принятии налоговым органом обеспечительных мер в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ в отношении дебиторской задолженности.
- на частичную отмену (замену) принятой ИФНС обеспечительной меры – в случае частичного исполнения плательщиком решения о привлечении/об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (частичного исполнения лицом решения о взыскании обязательных платежей, регулируемых НК РФ), его частичной отмены в досудебном или судебном порядке;
- применения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа и приостановления операций по счетам в банке налоговым органом в соответствии с установленной последовательностью их применения исходя из фактического наличия имущества плательщика, с учетом имеющейся у налогового органа информации.
Что ещё
Также Основные направления налоговой политики на 2022-2024 годы охватывают вопросы международного налогообложения и налогообложения международных холдинговых компаний, прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). В силу их специфики и преимущественного отсутствия конкретности в данном обзоре мы их не рассматриваем.
Однако в Приложении 4 к Основным направлениям есть любопытный раздел – «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу». То есть, это планы Минфина после или в районе 2024 года.
ВИД НАЛОГА/ВОПРОС
ПЛАНЫ МИНФИНА
- инвестиционный налоговый вычет в отношении отдельных видов расходов;
- повышающий коэффициент к норме амортизации в отношении отдельных видов амортизируемого имущества.
2. Перенос неиспользованного остатка на следующий налоговый период по вкладам со сроком действия более 1 года.
В настоящее время при определении налоговой базы по НДФЛ в отношении процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение 1 млн рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. Если их произведение за налоговый период больше, чем фактически полученные налогоплательщиком проценты, соответствующий остаток в целях налогообложения не учитывается.
3. Разработка порядка исчисления и уплаты НДФЛ в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. А именно, налоговых резидентов РФ.
Решение данного вопроса обусловлено тем, что с 01.01.2021 доходы, превышающие 5 млн рублей, облагаются по повышенной налоговой ставке.
- ограничение ее перевозкой только тем транспортным средством, на котором товар пересек границу РФ;
- либо определение, что международной признается только та перевозка товаров, которая оформлена международным перевозочным документом, в котором указан один пункт на территории РФ, а другой за ее пределами (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).