Политическая функция права социального обеспечения

Вопрос 2. Функции социального обеспечения

Назначение социального обеспечения проявляется в его функциях. Функция социального обеспечения – основное направление воздействия на поведение субъектов права социального обеспечения через нормы права. Выделяю следующие функции социального обеспечения – экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитационную, защитную, производственную.

Экономическая функция заключается в следующем:

— в замещении заработка или дохода, связанного с трудом ( или содержания ), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и по ряду других причин;

— в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами, так же другими;

— в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ( бедность, сиротство, вынужденное переселение и т. д. ).

Производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения, кроме того, она позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики государства.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан.

Социально-реабилитационная связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан ( например, оказание протезно-ортопедической помощи). Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция выражается в оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь в решение различных проблем ( материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.).

Вопрос 3. Предмет права социального обеспечения и характеристика имущественных, процедурных и процессуальных правоотношений.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения — это совокупность общественных отношений, в которых одна сторона наделена правом требовать при наступлении юридических фактов указанных в законе предоставления ей определенного вида социального, а вторая сторона, обязана предоставить.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

1 Имущественные отношения ( в денежной и натуральной формах ) – это отношения между гражданином и органом, предоставляющим социальное обеспечение по поводу какого-либо определенного вида обеспечения, установленного законом. К материальным социально-обеспечительным отношениям относятся:

— отношения по пенсионному обеспечению;

— отношения по социальному обслуживанию;

— отношения по выплате пособий и компенсаций;

— отношения по предоставлению льгот и преимуществ;

— отношения по социальной реабилитации инвалидов;

— отношения по оказанию протезно-ортопедической помощи;

— отношения по оказанию лекарственной помощи;

— отношения по оказанию государственной социальной помощи ( малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в регионе );

— отношения по медицинскому обслуживанию и лечению, в том числе и санаторно-курортному.

В ходе этих отношений происходит реализация права граждан на определенный вид социального обеспечения.

Материальные социально-обеспечительные отношения не существуют сами по себе, они являются «результатом» процедурных отношений.

2 Процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи со сбором гражданином доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения, и вынесением компетентным органом решения о применении правовой нормы (об установлении пенсии, о назначении пособия, о предоставлении льгот и т. д.) В случае вынесения решения о предоставлении гражданину определенного вида социального обеспечения процедурные отношения «перерастают» в материальные социально-обеспечительные, в случае же вынесения решения об отказе, в процессуальные отношения.

3 Процессуальные отношения – это отношения, возникающие по поводу спора о праве гражданина на определенный вид социального обеспечения, в котором ему компетентным органом было отказано. Спор может быть рассмотрен как в административном порядке (в вышестоящем компетентном органом), так и судебном (юрисдикционнном) порядке (в суде).

Ядро предмета права социального обеспечения составляют материальные социально-обеспечительные отношения.

1.5. Функции социального обеспечения.

экономическая (государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения ВВП, оказывая тем самым воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка или при наступлении страховых социальных рисков, указанных в законе);

производственная (право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью);

— социальная (способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении социальных рисков);

политическая (социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется через систему социального обеспечения);

демографическая (воздействие системы социального обеспечения на демографические процессы).

Тема 2. Источники права социального обеспечения.

2.1. Понятие и общая характеристика источников псо.

В юридической науке под источником права понимается форма выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

В качестве источников ПСО выступают нормативно-правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе:

— международные правовые акты

— федеральные конституционные законы

— нормативно-правовые акты субъектов РФ

— нормативно-правовые акты муниципальных образований

— локальные нормативные акты

Решения высших судебных инстанций нельзя считать источниками ПСО, но их следует рассматривать как реальные регуляторы общественных отношений. Кроме того, содержащиеся в них положения могут рассматриваться как один из способов толкования норм ПСО.

По сфере действия:

По субъектам обеспечения – регулирующие социальное обеспечение:

— семей с детьми и инвалидов;

— сотрудников правоохранительных органов;

— государственных гражданских служащих;

— военнослужащих, проходивших службу по призыву (контракту);

— космонавтов и др.

Особенностью источников ПСО является отсутствие единого кодификационного акта. Разработка Кодекса ПСО позволит упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия в связи с отсутствием системного подхода в решении вопросов.

Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории России. Ряд статей Конституции имеет особое значение для ПСО (ст.7,37,38,39,41,71,72,76).

Ст.15 Конституции РФ говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Международные акты делятся на 4 группы:

— универсальные международные правовые акты, принятые ООН ( Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.,в которой закреплены права и свободы человека и гражданина. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный СССР 18 сентября 1973 года и др.).

— акты специализированных организаций (ВОЗ, МОТ — Конвенция МОТ №117 « Об основных целях и нормах социальной политики». Конвенция МОТ №118 « О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» и др.).

— акты регионального характера ( заключенные в рамках Совета Европы, СНГ — Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и др.).

— двусторонние международные договоры и соглашения РФ.

Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия.

Нормативно-правовые акты федерального уровня:

К ним относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти и акты государственных внебюджетных фондов:

— Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

— Федеральный Закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— Федеральный Закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве»;

— Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

— Федеральный Закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

— Федеральный Закон от 19 августа 1995 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

— Федеральный Закон от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

— Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 года;

— Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 01.06.99г. N 110-ФЗ.

Кроме того следует упомянуть и ряд подзаконных актов таких, как:

— Указ Президента РФ от 26.12.2006г. №1455 « О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;

— Постановление Правительства РФ от 14 марта 2002г. N 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”;

— Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

Субъекты РФ вправе принимать нормативные акты, не противоречащие с одной стороны федеральным актам, а с другой – улучшающие права граждан ( увеличение размера обеспечения, продления срока обеспечения ).

К таким актам относятся: меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированным лицам, социальное обслуживание и др.

Система нормативно-правовых актов субъектов РФ состоит из:

— Конституции или устава субъекта;

— нормативных актов главы субъекта;

— нормативных актов органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением средств, передаваемых местному бюджету на целевое финансирование) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан независимо от наличия соответствующих положений в ФЗ. Осуществляется при наличии возможности. Актами местных органов могут стать, например, общие социальные программы.

Система муниципальных нормативно-правовых актов состоит из:

— Устава муниципального образования;

— правовых актов главы муниципалитета;

— правовых актов местной администрации.

Правовой основой для принятия локальных нормативных актов является ст.39 Конституции РФ, которая поощряет создание дополнительных форм социального обеспечения. Такие блага предоставляются за счет собственных средств организации.

К локальным нормативным актам можно отнести:

— коллективные договоры, заключаемые между работниками и работодателем (установление надбавки к пенсии работающим пенсионерам, предоставление мер социальной поддержки – предоставление путевок в оздоровительные учреждения и т. д.)

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий