ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
• оперирования основными понятиями зарубежной теории и законодательства о социальном обеспечении.
План семинарских занятий
- 1. История развития зарубежного законодательства о социальном обеспечении.
- 2. Классические модели социального обеспечения.
- 3. Современные модели социального обеспечения.
Методические указания
Изучение данной темы целесообразно начать с ознакомления с формами социальной поддержки, двигаясь от древнейших из них к современным, предложенным и сложившимся сравнительно недавно. Необходимо изучить прообразы современных моделей социального обеспечения, ознакомиться с некогда существовавшими концепциями социального неблагополучия и предлагавшимися методами его преодоления. При этом особенно ценным будет изучение как положительных, так и негативных сторон различных методов социальной защиты, их эффективности и элементов, которые были восприняты социально-обеспечительным законодательством в последующие периоды. Важно также представлять себе историко-политический, экономический и социальный контексты, в которых происходило зарождение и развитие каждой из рассматриваемых форм. Это позволит уяснить объективный характер развития системы прав в области социального обеспечения, исторически обусловленную неизбежность их законодательной защиты, их тесную взаимосвязь с общественным развитием.
Далее целесообразно перейти к рассмотрению отдельных моделей социального обеспечения. Начинать изучение данного аспекта следует с ознакомления с классическими моделями социального обеспечения, сформированными с учетом определенных социально-философских и политэкономиче — ских концепций своего времени. Важно уяснить причины их формирования и ознакомиться с аналитическими документами, положенными в их основу, а также выделить и запомнить ключевые элементы каждой из классических моделей. При изучении данного раздела необходимо понять, каким образом и вследствие чего классические модели социального обеспечения могут соединяться в гибридные структуры, а также исследовать причины, по которым современные государства предпочитают реализовывать в своем социально — обеспечительном законодательстве именно гибридные модели.
Изучение данной темы следует завершить ознакомлением с современными моделями социального обеспечения и их реализацией в зарубежном законодательстве. Необходимо уяснить, какие модели выделяются современной типологией социально-обеспечительных систем и в чем состоят характерные, отличительные особенности каждой из них. Также целесообразно ознакомиться с основными доктринальными разработками в области современной типологии систем социального обеспечения, проанализировать их содержание, ключевые идеи и значение для развития социально — обеспечительного законодательства в зарубежных странах.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Назовите первые в истории человечества формы социальной поддержки.
- 2. Дайте общую характеристику представлениям о бедности и социальном неблагополучии, распространенным в Средние века в Европе. Отличались ли религиозные и светские трактовки социального значения бедности друг от друга?
- 3. Назовите акты, считающиеся прообразами современного законодательства о социальном обеспечении. Какие исторические факторы обусловили их появление?
- 4. Охарактеризуйте первые законодательные акты о бедных. Какие методы решения проблемы бедности использовались в них?
- 5. Расскажите о спинхемлендской системе. Каковы ее ключевые элементы? Какова ее роль в развитии правового регулирования социального обеспечения за рубежом?
- 6. Опишите основные недостатки законодательства о бедных, отмечавшиеся его критиками. Какова роль Т. Мальтуса в развитии зарубежного законодательства о социальном обеспечении?
- 7. Назовите причины возникновения новых подходов к регулированию социального обеспечения в XIX в. Какие направления можно проследить в развитии этой сферы на рубеже XIX—XX вв.? В каких странах эти направления проявлялись наиболее отчетливо? Поясните причины различия в подходах между странами.
- 8. Дайте общую характеристику процесса формирования законодательства о социальном обеспечении в Германии в конце XX в.
- 9. Каковы основные особенности процесса формирования законодательства о социальном обеспечении в США?
- 10. Назовите модели, положенные в основу большинства современных систем социального обеспечения. В чем проявляется их принципиальное различие?
- 11. Охарактеризуйте так называемую модель Бисмарка. Каковы ее ключевые особенности, как они связаны с политэкономическими и социальными условиями в период ее формирования? Какие недостатки данной модели отмечают специалисты?
- 12. Опишите так называемую модель Бевериджа. В чем ее принципиальное отличие от модели Бисмарка? Какие задачи, актуальные в период ее формирования, она была призвана решить? Были ли они решены? Какие недостатки данной модели отмечают специалисты?
- 13. Дайте общую характеристику гибридных моделей социального обеспечения.
- 14. Существуют ли на сегодняшний день страны, в которых социальное обеспечение организовано в строгом соответствии с одной из классических моделей?
- 15. Какие модели выделяются современной типологией социальнообеспечительных систем?
- 16. Дайте общую характеристику модели остаточного социального обеспечения. Выделите ее ключевые элементы. Приведите примеры ее реализации в конкретных странах.
- 17. Дайте общую характеристику модели институционального перераспределения. Выделите ее ключевые элементы. Приведите примеры ее реализации в конкретных странах.
- 18. Опишите основные доктринальные разработки в области современной типологии систем социального обеспечения.
- 19. Каково назначение классификаций систем социального обеспечения в современной науке и практике правового регулирования данной сферы?
- 1. Определите, какая из цитат наилучшим образом характеризует восприятие обществом задач социального обеспечения в Средние века:
- а) «всестороннее развитие каждого является условием всестороннего развития всех»;
- б) «бедность является наиболее необходимым и непреложным элементом общества, без которого нации и сообщества нс могли бы существовать в форме цивилизации»;
- в) «бедность не порок»;
- г) «в этом мире пользу приносит каждый, облегчающий бремя другого человека».
- а) первая в мировой истории система государственного социального страхования;
- б) первая в мире система обеспечения доплат до прожиточного минимума;
- в) первая в мире система трудоустройства безработных;
- г) первая в мире система социальной поддержки семей с детьми.
- а) подавляли развитие законодательства о социальном обеспечении;
- б) стимулировали расширение законодательства о социальном обеспечении;
- в) способствовали законодательному стимулированию социально ориентированной благотворительности;
- г) способствовали расширению перечня получателей социальной помощи.
- а) обеспечение согласованной помощи бедным;
- б) ликвидация любой организованной помощи бедным;
- в) сбор средств с обеспеченных слоев населения в пользу помощи бедным;
- г) популяризация идеи введения социального страхования.
- а) протесты усилились;
- б) профсоюзы потеряли контроль над протестным движением;
- в) к протестам работников прибавились протесты работодателей против высоких взносов в систему социального страхования;
- г) протестная активность снизилась. [1]
- в) необходимость догнать и перегнать Советскую Россию;
- г) необходимость использования излишков государственного бюджета.
- а) модель Бисмарка и модели Бевериджа;
- б) модель Бисмарка и модель остаточного социального обеспечения;
- в) модель остаточного социального обеспечения и модель Титмусса;
- г) модель Бевериджа и модель Эспинг-Андерсена.
Изучите так называемый отчет Бевериджа.
Какие меры преодоления социального неблагополучия были в нем предложены?
Каково значение данного отчета для развития правового регулирования социального обеспечения за рубежом?
- 1. Colby, I. С. Social Welfare Policy as a Form of Social Justice /1. C. Colby // Comprehensive Handbook of Social Work and Social Welfare. — Vol. 4,— Social Policy and Policy Practice / ed. by К. M. Sowers, C. N. Dulmus. — N. J.: John Wiley & Sons, 2008.
- 2. Green, D. G. An End to Welfare Rights: The Rediscovery of Independence / D. G. Green. — St. Edmundsbury : St. Edmundsbury Press, 1999.
- 3. Hazlitt,H. Man vs. Welfare State / H. Hazlitt. — N. Y.: Arlington House, 1969.
- 4. Holzmann, R. Portability of Pension, Health and Other Social Benefits: Facts, Concepts, Issues : Discussion paper No. 5715 / R. Holzmann, J. Koetti. — Institute for the Study of Labor, 2011. URL: http://ftp. iza. org/dp5715.pdf.
- 5. Luetge, F. Die Grundprinzipien der Bismarckschen Sozialpolitik / F. Luetge //Jahrbuch fiir Nationalb’konomie und Statistik. — 1931. — Vol. 134. — No. 1.
- 6. Ryan, W. Blaming the Victim / W. Ryan. — N. Y.: Vintage Books, 1976.
- 7. Schmoller, G. Die soziale Frage / G. Schmoller. — Munich : Duncker and Humblot, 1918.
- 8. Spicker, P. The Foundations of Welfare: Bruges and Ypres / P. Spicker // A Paper Presented at the International Social Policy Association Conference «Policy Futures : Learning from the Past». Edinburgh (Scotland). June, 29 — July, 1, 2009.
- 9. Theobald, W. A Practical Treatise on the Poor Laws as Altered by the Poor Law Amendment Act, and Other Recent Statutes / W. Theobald. — London : S. Sweet: Stevens & Sons, 1836.
- [1] В качестве основного аргумента лоббистами развития законодательства о социальном обеспечении в США в начале XX в. использовался такой аргумент, как: а) необходимость повышения производительности труда и эффективности производства; б) необходимость заботы о ближнем;
Право на социальное обеспечение в законодательстве зарубежных стран
Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса человеческой цивилизации.
Исследование законодательства ряда западноевропейских стран дает основание для утверждения, что гарантированность социального обеспечения на уровне международного стандарта является в них нормой жизни людей. Причем, в ряде из них он существенно повышен. Полагаем, что по мере увеличения количества государств, предоставляющих своим гражданам социальное обеспечение на уровне, выше современного стандарта, международному законодателю следует его пересматривать.
«Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила наряду с политическими и личными правами — право каждого человека на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи.
К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение. Принятие декларации означало, что большинство стран мира брали на себя обязательство предоставить эти права своим гражданам или подтвердить их представление.
Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту и др.
Социальные права занимают определенное место в конституциях некоторых экономически развитых стран, в частности Франции, Италии, Японии, Германии и ряда других.
Так в конституции Японии, принятой в 1947 году записано право граждан на поддержание минимального уровня жизни. «Во всех сферах жизни, государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия». А в действующая Конституции Франции 1958 г., в отличие от конституций других европейских стран, не содержит глав, закрепляющих права человека. Однако в ней содержится отсылка к Преамбуле Конституции 1946 г. и, что особенно интересно, напрямую к Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Именно поэтому во Франции считается аксиоматичным, что ухудшение положения даже отдельной категории граждан может восприниматься как первый шаг в посягательстве на права всех и вызывать общий социальный протест. Более того, наблюдается стремление к стопроцентному охвату населения системой социального обеспечения, а надежная социальная защита рассматривается как надежная гарантия демократии.
В конституциях ряда стран право на социальное обеспечение упоминается, но при этом предполагается, что провозглашение политических и личных свобод, уже в том общем виде в каком они содержатся во Всебщей декларации прав человека, служит достаточным основанием для обеспечения прав в социальной и социально-экономических сферах.
Важно, что при естественном различии европейских благополучных государств их объединяет нечто общее — осознание властью и обществом того, что социальная справедливость и социальное выравнивание могут пойти на пользу экономическому развитию, что они не являются чисто затратным фактором. И наоборот, экономическое развитие должно идти на пользу социальному выравниванию.
Как отмечает Е. Е. Мачульская, «в Великобритании накоплен уникальный опыт правового регулирования проблем социального обеспечения. Принципы социального страхования, сформулированные У. Бевериджем, нашли своё отражение в законодательстве многих стран мира и сегодня продолжают влиять на тенденции его развития». Великобритания — первая капиталистическая страна, которая в 80-х годах XVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в 70-е годы XIX века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве. Предложенная концепция базировалась на принципах единообразия, универсальности и всеобщности.
Другой промышленно развитой страной, имеющей развитую систему социального обеспечения, является Германия — страна классического социального страхования. Германия первой ввела многие общегосударственные программы: страхование от несчастного случая на производстве (1884 г.), пособие по болезни (1883 г.), пенсионное обеспечение (1883 г.), медицинское страхование (1880 г.). Сегодня, как никогда прежде, большинство граждан ФРГ обеспечено социальными гарантиями и экономическим благосостоянием.
Основным источником социального права в Федеративной Республике Германия на сегодняшний день является Социальный кодекс, решение о создании которого было принято Правительством ФРГ в 1970 году.
Наиболее активно государственный законодатель начал заботиться о социальной защите во второй половине XVIII века. Так Прусское всеобщее земское уложение 1794 года обязывало государство поддерживать нуждающихся. Прусское всеобщее положение о занятии промыслом и
ремеслом 1845 года впервые предусмотрело возможность
принуждения к страхованию в существующих кассах взаимопомощи.Наконец общее экономическое, общественное и политическое развитие побудило канцлера Отто фон Бисмарка к учреждению единого имперского социального страхования. Для чего были приняты Закон от 15 июня 1883 года о страховании на случай болезни работников, Закон от 6 июля 1884 года о страховании от несчастных случаев на производстве и Закон от 22 июня 1889 года о страховании по инвалидности и по старости.
В 1911 году дело дошло до объединения самостоятельных законодательных актов в Государственное страховое уложение от 19 июля 1911 года. Стоит отметить, что все еще действует ряд отдельных положений Государственного страхового уложения, касающихся страхования на случай болезни.
Полугодом позднее был принят Закон от 20.12.1911 года о страховании служащих. А в 1927 году было введено страхование на случай безработицы посредством принятия Закона о трудовом посредничестве и страховании на случай безработицы.
Великобритания, Германия и Франция являются участницами многих важнейших международных договоров о правах человека, в том числе Европейской конвенции о правах человека.
В рассматриваемых странах существует практически стопроцентный охват населения системами социального обеспечения, т. е. можно говорить о том, что круг субъектов, имеющих право на социальное обеспечение, полностью соответствует закрепленному в международных актах. К ним относятся пожилые люди, инвалиды, семья и дети, женщины, безработные, бедные.
Что касается видов социального обеспечения, то они вполне традиционны и соответствуют международным стандартам. Это пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца (вдовства); пособия: по болезни, в случае производственной травмы и профессионального заболевания, по безработице, по материнству, семейные пособия; медицинское обслуживание.
В Великобритании, Германии и Франции сформировались единые системы социального обеспечения и страхования. Выделяемые из госбюджетов этих стран средства на социальную поддержку населения достигают значительных размеров, введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание. И, несмотря на то, что основная цель социальной и экономической политики западноевропейских стран — способность каждого человека позаботиться о самом себе, государствами обеспечивается поддержание минимальных стандартов благосостояния. Пенсия стала в полной мере выполнять функцию замещения заработной платы. Размеры пособий по всем видам обеспечения соответствуют международным стандартам, а в большинстве своем их превосходят. В каждой из этих стран социальная защита населения находится на высоком уровне, имея в то же время отличия, связанные с политической ситуацией внутри страны, с национальными традициями, уровнем развития экономики и социальной сферы.
По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двусторонние, обязательные только для стран-участников.
Международные нормы о социальном обеспечении обусловливаются прежде всего юридической силой их источников, которые можно разделить на три группы:
акты, обязательные для исполнения государствами-участниками международной организации, без ратификации;
акты, обязательные для исполнения после ратификации;
акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.
К первой группе относятся международные договоры. Они порождают юридические обязательства для государств-участников, приводят в действие определенные средства международного контроля, предусматривают ответственность за их неисполнение.
С момента вступления в силу договора у государства, как субъекта международного права, возникает юридическая обязанность исполнения договора. Но возможность исполнения требований международного договора зависит от следующих обстоятельств:
от содержания самого договора, от того, насколько точно в нем указаны внутригосударственные правоотношения, их субъекты и т. п.
от особенностей национального законодательства и практики, например, по вопросу о приоритете международного или внутреннего права в случае их расхождения.
Кроме международных договоров в эту группу входят регламенты Совета ЕЭС, которые обязательны и применяются непосредственно в государствах-участниках без ратификации национальными парламентами.
Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом.
Ратификация конвенции — это юридический акт, совершая который государство заявляет о своем полном признании конвенции и берет на себя обязательство привести в соответствие с нею внутреннее законодательство и практику.
В Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. правам в области социального обеспечения посвящено несколько статей.
Участие ООН в международном регулировании вопросов, касающихся социального обеспечения, закреплено в п. 3. ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые фиксируют право ООН в целях создания условий устойчивости и благополучия, которые нужны для мирных отношений между нациями, способствовать ряду обстоятельств, среди которых:
уважение, соблюдение основных прав человека без различия пола, расы, религии, языка;
повышение благосостояния граждан стран, снижение уровня безработного населения различных стран;
разрешение международных вопросов в экономической, культурной, социальной и других областях.
МОТ — это специализированный орган ООН, который в соответствии со своим уставом наделен полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций. МОТ функционирует с 1919 г.
Среди рекомендаций МОТ наиболее важными по содержанию являются: Рекомендация №167 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения ; Рекомендация №168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов и др.
Специализированным органом ЕЭС является Комиссия по социальному обеспечению, которая осуществляет сбор информации, проводит различные исследования, составляет сравнительные таблицы по видам социального обеспечения, представляет ежегодные доклады о социальном положении в ЕЭС и пр.
Региональными источниками международного регулирования социального обеспечения являются также акты Совета Европы и Европейского Союза. Среди них особое место занимает Европейская Хартия об основных социальных правах трудящихся, подписанная в Страсбурге в 1989 г.
Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне на двусторонней основе выступают различные объединения государств. Так, на сегодняшнем этапе такими полномочиями по этому вопросу обладают члены СНГ, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения было заключено 13 марта 1992 г. Подписав Соглашение, Государства договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик СССР и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения.
2.3 Право на социальное обеспечение в законодательстве стран — участниц СНГ на примере Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан
В данном пункте нами анализируется законодательство о социальном обеспечении трех стран-участниц СНГ: Республики Казахстан, Республики Беларусь и Украины. Несмотря на то, что реформы социального обеспечения в этих странах начались с «общего старта», в настоящее время существует значительное различие в приоритетных направлениях его развития, что позволяет увидеть все положительные и негативные черты того или иного пути. В этом плане социальное законодательство является именно тем критерием, по которому можно судить о реальном положении дел в обществе, степени реализации установленных прав и свобод, правильности ориентиров, форм и методов проведения реформ.
Во всех вышеназванных странах традиционно значительное внимание уделяется праву на социальное обеспечение и социальную защиту. Все они унаследовали от Советского Союза систему социального обеспечения, основанную на универсальном предоставлении пособий — пенсий и семейных пособий, а также таких основных услуг, как здравоохранение и образование.
В то же время в законодательстве о социальном обеспечения появляются серьезные различия, отражающие конкретные социально-экономические условия и демографическую ситуацию государств. Необходимо, было проводить политику гармонизации; социального законодательства, на государственном уровне решить вопросы сохранения тех гарантий, которые в свое время были предоставлены гражданам СССР общесоюзными законами. Частично эти вопросы решались принятием соответствующих многосторонних и двухсторонних соглашений (договоров). Например, Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г., в котором закреплялось положение о том, что государства-участники проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении; Соглашение «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», регулирующее вопросы выплаты социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми, независимо от признака гражданства и др.
Принятие Конституции Украины 1996 г. также стало значительным этапом в развитии прав человека этой страны. Раздел II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» является полностью согласованным с международно-правовыми актами по правам человека. Несмотря на это, перечень прав человека в Конституции не является исчерпывающим.
Республика Беларусь многое сохранила со времен СССР и не проиграла от этого. Действующая система социального обеспечения позволяет говорить о действительной социальной защите населения. Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 47 Конституции Республики Беларусь. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.
Что касается субъектов в сфере социального обеспечения в Казахстане, Украине и Республике Беларусь, то они традиционны: пожилые люди, инвалиды, семьи с детьми, семьи, потерявшие кормильца, временно нетрудоспособные работники, лица, пострадавшие в результате несчастных случаев на производстве; безработные, беженцы, вынужденные переселенцы и т. д., что в целом соответствует международному законодательству. Кроме того, с учетом специфики социально значимых обстоятельств в некоторых из этих стран появились и особые категории субъектов.
Например, в Республике Казахстан существует такой субъект права социального обеспечения как бедные. В Украине и Республике Беларусь социальная поддержка оказывается таким субъектам, как пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, т. к. серьезные последствия аварии до сих пор негативно сказываются на здоровье многих людей в этих странах. Наличие на территории Республики Казахстан ракетно-космического комплекса «Байконур» и Семипалатинского испытательного ядерного полигона обусловили необходимость закрепления в законодательстве этого государства особых субъектов права социального обеспечения, которым необходима дополнительная социальная защита в связи с запуском ракет, ракет-носителей.
Виды социального обеспечения, закрепленные в законодательстве Беларуси, Казахстана и Украины, с одной стороны, вполне традиционны, а с другой — имеют свои особенности.
Так, в Республике Беларусь и Украине сохранили солидарную пенсионную систему, а в Казахстане взяли за основу пенсионной реформы чилийскую модель. Она предполагает установление фиксированных отчислений в капитальном резерве, который впоследствии становится источником пенсионных выплат.
Что касается пенсий по инвалидности, то во всех постсоветских республиках, в том числе Беларуси и Украине, да и во всех цивилизованных странах, они устанавливаются по нормам, предусмотренным для исчисления пенсий по старости, с учетом среднемесячного заработка, так как это компенсация государством человеку части заработка, утраченного не по вине гражданина. В Казахстане вместо пенсии по инвалидности было введено пособие, которое исчислялось в определенном коэффициенте от прожиточного минимума, что резко ухудшало материальное положение инвалидов. Получатели государственного социального пособия по случаю потери кормильца оказались в столь же неблагоприятной ситуации, что и инвалиды, т. к. до последнего времени получали государственное социальное пособие минимального размера. Однако с 1 января 2005 года в Казахстане введены пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, но при условии уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию.
В целом процесс реформирования социального законодательства стран-участниц СНГ динамичен, ориентирован на достижение большей защищенности населения. Однако в ряде случаев имеет место несоответствие норм национальных законодательств нормам международных актов. Например, на международном уровне четко оговаривается минимальный перечень социальных льгот и гарантий для строго определенных категорий граждан. При этом внутригосударственное законодательство должно установить лишь источник финансирования и может увеличить количество льготных позиций. Однако на уровне национальных законодательств не были учтены ни нормы материального обеспечения, определенные в международных актах в виде процентного отношения к заработной плате, ни полный перечень льгот и гарантий, в результате чего часть возможных их получателей фактически оказалась исключенной из круга лиц, имеющего право на льготы и определенного в рамках международного права.
Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства — члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения.
На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения. Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступившее в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г.
В заключении автор хочет ещё раз подчеркнуть, что в соответствии с международными актами права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.
Оцените статью:[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]