Приостановлены льготы за неуплату капремонта

Как не платить за капремонт законно. Инструкция по применению: льготы, порядок оплаты и взыскания

Федеральный проект капитального ремонта распространяется на все многоквартирные дома в России. Специальные исключения предусмотрены для ветхого жилищного фонда, который не подлежит восстановлению, а также на объекты, изымаемые для госнужд. Для оплаты строительных работ создан фонд капремонта.

Он пополняется за счет платежей собственников и субсидий от государства. Собственники платят по квитанциям, выставляемым региональным оператором фонда. В статье расскажем, можно ли не платить за капитальный ремонт законными способами, как взыскивает просрочка по взносам.

Основания для оплаты взносов на капитальный ремонт

Программа капремонта должна обеспечить своевременное проведения строительных работ, восстановление конструкций, узлов и других элементов дома. Вплоть до 2012 года государство само финансировало работы по капитальному ремонту, но выделяемых средств было явно недостаточно. Поэтому в рамках реформирования системы ЖКХ власти приняли решение о создании фонда капремонта.

Взносы за капитальный ремонт обязаны платить собственники нежилых помещений и квартир в МКД

Ставки платежей утверждают власти субъекта РФ. Льготы по взносам или освобождение от платежей действует для пожилых неработающих пенсионеров, на жильцов ветхого дома, на инвалидов I и II групп, на ряд других категорий граждан.

Федеральный проект капитального ремонта распространяется на многоквартирные дома. Алгоритм работы проекта:

  • у владельцев помещений возникает обязанность платить взносы, если дом официально включен в федеральную и/или региональную программу капремонта;
  • власти субъектов РФ и муниципальных образований включают в план капремонта все здания жилфонда, расположенные на их территории;
  • новостройки включаются в план не сразу, а через определенный срок после ввода в эксплуатацию (он определяется постановлением субъекта РФ или МО, обычно составляет 5 лет);
  • тарифы платежей на капитальный ремонт утверждаются органами власти региона (государство устанавливает предельный индекс повышения платы);
  • оператор направляет владельцам помещений квитанции на оплату, предпринимает меры по взысканию просрочки.

Взносы распределяются на оплату строительных работ согласно долгосрочному плану. Жильцы могут проверить на портале ГИС ЖКХ, на какой год запланирован ремонт их дома. Также допускается досрочное проведение ремонтных работ по решению общего собрания дома, если жильцы соберут достаточный объем средств (с поддержкой государства).

Деньги фонда выделяются только на цели проведения капремонта, по договору с подрядной организацией. Правообладатели помещений могут участвовать в выборе подрядчика, осуществлять контроль за расходованием средств и качеством выполненных работ.

Какие документы и куда необходимо предоставить
для получения льготы на уплату взносов
по капитальному ремонту?

Порядок определения суммы взносов

Тарифы платежей на капремонт утверждаются постановлением главы региона. Разные ставки могут применяться для отдельных категорий и видов домов. Также нормативными актами вводятся различные льготы по платежам.

Повышение тарифов на капитальный ремонт происходит почти каждый год. Но государство устанавливает предельный уровень индексации. Власти субъекта РФ не могут превысить этот показатель при издании постановления.

Владельцы помещений в МКД могут утвердить решение о повышенном размере взносов, о досрочном проведении капремонта. Также необходимо принять решение об открытии спецсчета для накопления взносов. Для пополнения спецсчета можно использовать не только взносы, но и кредиты, государственные субсидии.

Кто обязан платить взносы за капремонт

Обязанность оплаты квитанций по взносам на капремонт распространяется на владельцев нежилых помещений и квартир МКД. Эти данные фонд видит по выписке ЕГРН, которая периодически запрашивается в Росреестре. Если на момент купли-продажи за квартирой остались долги по капитальному ремонту, то их могут взыскать с нового правообладателя.

Могут не платить взносы в фонд капитального ремонта отдельные категории жильцов:

  • наниматели квартир по соц. найму (за них взносы оплачивает наймодатель);
  • владельцы квартир в доме, чьим собственником является регион или муниципалитет;
  • собственники помещений в доме, который не был официально включен в программу;
  • владельцы квартир ветхого дома, в отношении которого не будет проводиться ремонт;
  • собственник помещений в здании, участок под которым изымается для госнужд.

Это общие основания для освобождения от платежей, которые действуют для всех собственников. Также есть льготы, введенные только для отдельных категорий граждан. Перечень таких льгот регламентируется нормативными актами РФ, региона или муниципалитета.

Если инвалид освобожден от уплаты взносов
за капитальный ремонт, не придется ли потом
платить за него долги его наследникам?

Кто не платит за капитальный ремонт

За лиц, которым предоставлены льготы по взносам, платит государство. Оператор обязан сам запрашивать данные в ПФР, органах соцзащиты и других ведомствах, чтобы снизить размер платежа или вообще не выставлять квитанцию на льготника.

Если у вас есть право на льготу, но в квитанции все равно указана полная сумма взноса, рекомендуем обращаться к представителям оператора. По представленным документам вам перестанут начислять платежи, могут сделать перерасчет за прошлые периоды.

По возрасту

На федеральном уровне действуют льготы по капремонту для пожилых людей. Их могут получить неработающие пенсионеры, которые фактически проживают в квартире. Льгота распространяется на одиноко проживающего человека, или на семью из двух неработающих пенсионеров. Вот с какого возраста пенсионеру предоставляется льгота:

  • после 70 лет сумма платежа уменьшается на 50%;
  • после 80 лет пенсионер вообще освобождается от платежей за ремонт;
  • власти субъекта РФ могут снижать указанные выше показатели возраста для предоставления льгот.

Работающие пенсионеры не получают скидку или освобождение от платежей. Также не предоставляется льгота семьям, в которых, кроме пенсионера, есть трудоспособные граждане. Скидку дают только по квартире, где льготник фактически проживает.

Автоматически льгота по уплате взносов
на капремонт не была предоставлена.
Кому жаловаться?

По социальному статусу

Дополнительные льготы регионы могут водить для разных социальных групп населения. Вот несколько примеров:

  • на скидку в 50% могут рассчитывать инвалиды I и II групп, семьи с детьми-инвалидами;
  • льгота 50% или 100% может предоставляться участникам и инвалидам ВОВ, блокадникам, ветеранам труда и боевых действий;
  • многие регионы дают скидку или освобождение по взносам на капремонт для малоимущих и многодетных семей, а также для родителей, воспитывающих детей в одиночку.

Точный перечень льгот может существенно отличаться для разных регионов. Проверить их можно на порталах органов власти субъекта РФ или муниципалитета, в отделах соцзащиты. Такую же информацию публикует оператор фонда.

По типу и статусу МКД

Как указано выше, не платят за капремонт жильцы ветхих зданий, а также домов на участках, изъятых для госнужд. Они подлежат переселению, либо получают компенсацию от государства. Также льготы могут предоставляться:

  • собственникам в новостройках, пока дом не будет включен в программу капремонта;
  • жильцам отдельных категорий домов, чей список утверждается властями (например, скидка может предоставляться для некоторых районов населенного пункта);
  • проживающим в домах, которые по ЕГРН числятся в собственности муниципалитета.

Не начисляются платежи на период от 3 до 8 месяцев после размещения уведомления о включении МКД в программу капремонта. Регионы вправе указать точный срок, в течение которого будет действовать эта льгота (например, 4 или 6 месяцев).

Должны ли собственники квартир на первом этаже
платить взносы за ремонт лифта?
Спросите юриста

Инструкция: как не платить за капремонт законно

Не платить законным способом за капремонт можно только по основаниям, указанным выше. Чтобы избежать начисления пени и взыскания долга через суд, рекомендуем:

  • посмотреть основания для начисления взноса в квитанции, проверить расчет платежа;
  • убедиться, что фонд капремонта применил положенную льготу, сделал скидку по взносу или вообще не выставляет его в квитанции;
  • если льгота не предоставлена, направьте подтверждающие документы в адрес оператора фонда;
  • если вам незаконно отказывают в предоставлении льготы, обращайтесь в суд.

Также собственник может подать электронное обращение через портал ГИС ЖКХ. По факту нарушения обязательно проведут проверку. Если взнос за капремонт начислен незаконно, вам сделают перерасчет за прошлые периоды.

Некоторые льготы носят временный характер. Например, семья может утратить статус малоимущей или многодетный, после чего будет обязана платить взносы в полном объеме. Рекомендуем сразу сообщить представителями оператора об утрате права на льготу. В противном случае вас могут привлечь к ответственности и взыскать переплату. Судебная практика по таким вопросам есть в каждом регионе.

Что будет, если не платить за капремонт

Если не платить за капитальный ремонт, оператор или управляющая компания будут указывать о просрочке в каждой квитанции. Там же будет предупреждение о необходимости погасить долг, чтобы избежать судебного взыскания. За просрочку по взносам собственнику могут грозить следующие последствия:

  • начисление пени за всю сумму просрочки (размер неустойки составляет 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ);
  • направление претензий и уведомлений по домашнему адресу;
  • судебное взыскание задолженности по судебному приказу или иску;
  • принудительное удержание долга через приставов.

Если на вас подали в суд, обязательно проверьте соблюдение сроков давности. Задолженность по взносам за капремонт могут взыскать только за последние 3 года. Если период просрочки больше, можно добиться отказа по части иска.

Долги по капремонту можно законно списать через банкротство. Исключение действует только на текущие платежи, т. е. на взносы, начисленные уже после возбуждения банкротного дела.

Подробнее о законных основаниях для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт вы можете узнать у наших специалистов. Также мы проконсультируем вас о вариантах защиты при взыскании долгов, списания их через банкротство.

Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт, отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

ВС: за незаконное прекращение соцвыплат полагается компенсация

ВС: за незаконное прекращение соцвыплат полагается компенсация

Соцзащита прекратила выплаты из-за долгов по ЖКХ. В законности такого решения разобрался Верховный суд. Он заключил, что за такую приостановку выплат гражданин имеет право на компенсацию морального вреда.

Пропавшие выплаты

Николай Наводкин*, инвалид 3-й группы, получал соцподдержку — власти компенсировали ему половину оплаты на жилье и коммунальные услуги. Но после трех лет выплат компенсации приостановили. Об этом Наводкин узнал из СМС-сообщения от соцзащиты. Прекращение выплат объяснили более чем трехмесячной задолженностью за коммунальные услуги — в том числе, за капремонт. Сумма долга за четыре месяца, по данным управляющей компании, составила чуть более 3000 руб. При этом фактически весь долг приходился на один месяц, а долги за три других месяца исчислялась несколькими рублями.

Наводкин решил, что такие меры незаконны — он настаивал, что долга за 4 месяца у него не было, соответствующую справку он представил в суд. Кроме того, в соцзащите не проверили, были ли основания для прекращения выплаты — хотя должны были. Что касается неоплаты за капремонт, то это вообще не имеет к нему отношения: взнос платит собственник жилья, а он не владеет помещением, настаивал Наводкин. Эти аргументы пострадавший изложил в иске, в котором попросил суд признать незаконным приостановление выплаты и взыскать с чиновников 3000 руб. морального вреда — ведь незаконное решение заставило его переживать.

Когда долги лишают льгот

Две инстанции частично удовлетворили иск. Прекращение выплат признали незаконным в той части, в какой оно касалось долга за капремонт. Зато прекращение выплат на основании долга за ЖКХ суд счел законным. Суд решил, что незначительность задолженности, на которую ссылался истец, неважна: имеет значение период, за который образовалась просрочка по оплате жилищно-коммунальных услуг, а не её размер. Поводов компенсировать моральный вред у суда тоже не нашлось. Решение устояло в апелляции. Но Верховный суд нашел ошибки в судебных актах нижестоящих инстанций.

Коллегия по гражданским спорам под председательством Людмилы Пчелинцевой рассмотрела дело № 16-КГ19-2 и сделала сразу несколько выводов.

Действительно, при наличии задолженности по ЖКХ за более чем три месяца соцподдержка приостанавливается — но для этого есть целый ряд условий.

Выводы Верховного суда:

1. Сама по себе информация о задолженности у получателя компенсации — не безусловное основание для приостановления выплаты.

2. Нельзя произвольно прекратить выплаты — надо соблюсти процедуру. Например, проверить поступившую информацию о долге и причины его возникновения.

3. Приостановить выплату можно только тогда, когда для задолженности нет уважительных причин или не выполнено соглашение по погашению долга. Если по поводу долга возник спор, бремя доказывания — на уполномоченном органе.

4. Если причина долга уважительная, отказать в выплате гражданину нельзя.

5. Если долга нет, приостанавливать соцподдержку незаконно.

В деле Наводкина соцзащита не проверила, соответствует ли информация о долге реальному положению дел, указал ВС. А значит судам нельзя было говорить о долге как об основании для прекращения выплаты. ВС также уделил внимание вопросу о компенсации морального вреда, посчитав неправомерным отказ в ее выплате.

Если в законе не указано прямо о необходимости компенсировать моральный вред, это еще не повод для отказа потерпевшему в таких выплатах, говорится в определении ВС.

Меры соцподдержки должны создавать достойные условия жизни гражданам, сохранять их здоровье и уровень жизни — а значит обеспечивать достоинство личности, обратили внимание в ВС. Гражданская коллегия сослалась на ст. 22 Всеобщей декларации прав человека ООН. По ней каждый член общества имеет право на соцобеспечение и необходимость соблюдения его прав, необходимых для поддержания достоинства и для развития личности. А по ст. 25 того же документа предусматривает право на необходимый для поддержания здоровья жизненный уровень. То же говорится и в ст. 39 Конституции России, указал ВС — она гарантирует право каждого на соцобеспечение по возрасту и в случае болезни.

Если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение — в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда, делает вывод Верховный суд. Ведь соцобеспечение неразрывно связано с их личными неимущественными правами и благами.

Компенсация расходов на ЖКХ и является одной из мер, которая должна защищать граждан и обеспечивать достойный уровень их жизни, указал ВС и сделал вывод, что право на компенсацию морального вреда было у заявителя. Дело отправлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там иск удовлетворили частично, снизив только компенсацию судрасходов (дело № 2-2926/2019).

*Имена и фамилии участников спора изменены

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий