Право социального обеспечения
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)
составлена на основании учебного плана:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 06.
Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа
Протокол от 26.03.2021 г. № 05
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.
Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна
1. Цели освоения дисциплины
1.1. | Формирование у студентов практических навыков применения законодательства в сфере социального обеспечения. Приобретение студентами теоретических знаний по применению вопросов в области социального обеспечения. Формирование у студентов знаний в сфере социального значения и умение применять их в профессиональной деятельности. Изучение основных проблем в области социального обеспечения. Развитие у студентов теоретических и практических навыков в области социального обеспечения |
---|
2. Место дисциплины в структуре ППСЗ
Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.01 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | |
ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | |
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | |
ОК 6: Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | |
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | |
ОК 9: Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. | |
ОК 11: Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. | |
ОК 12: Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. | |
ПК 1.1: Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. | |
ПК 1.2: Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. | |
ПК 1.3: Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. | |
ПК 1.4: Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии. | |
ПК 1.5: Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат. | |
ПК 1.6: Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг; понятие и виды страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки; структуру страховых пенсий; понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам; государственные стандарты социального обслуживания; порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат; порядок формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат; компьютерные программы по назначению пенсий, пособий и других социальных выплат; способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и применять действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем; принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат; определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат; разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления; определять право, размер и сроки назначения страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем; формировать пенсионные (выплатные) дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат; составлять проекты ответов на письменные обращения граждан, используя информационные справочно-правовые системы; пользоваться компьютерными программами для назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат; консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы; запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах; составлять проекты решений об отказе в установлении пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячной денежной выплаты и других социальных выплат, в предоставлении услуг, выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал, используя информационные справочно-правовые системы; осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа; использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности; информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты; определения права, размера и сроков установления трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат; формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат; пользования компьютерными программами для назначения пенсий, пособий и других социальных выплат; определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсии на другой, индексацию трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского(семейного) капитала и других социальных выплат; определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан |
4. Структура и содержание дисциплины
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие положения о праве социального обеспечения | ||||||
1.1. | Предмет, метод, система права социального обеспечения. | Лекции | 1 | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.2. | Предмет, метод, система права социального обеспечения. Устный опрос по теме. | Практические | 1 | 4 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.3. | Выполнение теста. | Сам. работа | 1 | 34 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 2. Источники и принципы права социального обеспечения | ||||||
2.1. | Понятие и виды источников права социального обеспечения. Понятие и виды принципов социального обеспечения. | Лекции | 1 | 4 | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.2. | Понятие и виды источников права социального обеспечения. Решение задач по теме. | Практические | 1 | 6 | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.3. | Выполнение домашней работы по теме. | Сам. работа | 1 | 35 | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.4. | Понятие и виды принципов права социального обеспечения. Устный опрос по теме | Практические | 1 | 4 | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.5. | Решение задач по теме. | Сам. работа | 1 | 34 | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 3. Пенсии, пособия в праве социального обеспечения | ||||||
3.1. | Понятие страховой пенсии. Виды страховых пенсий. | Лекции | 1 | 4 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.2. | Понятие страховой пенсии. Виды страховых пенсий. Устный опрос. | Практические | 2 | 1 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.3. | Решение задач по теме. | Сам. работа | 1 | 34 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.4. | Страховая пенсия по старости. Досрочные пенсии по старосоти. | Лекции | 1 | 4 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.5. | Страховая пенсия по старости. Досрочные пенсии по старости. Устный опрос. | Практические | 2 | 1 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.6. | Решение задач по теме. | Сам. работа | 1 | 26 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.7. | Страховая пенсия по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца | Лекции | 1 | 4 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.8. | Страховая пенсия по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Устный опрос. | Практические | 2 | 1 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.9. | Решение задач по теме. | Сам. работа | 1 | 26 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.10. | Понятие пособий по временной нетрудоспособности. Понятие пособий по безработице. Понятие и виды государственных пособий гражданам имеющим детей | Лекции | 1 | 2 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 4. Обязательное и добровольное медецинское страхование | ||||||
4.1. | Интерактивная форма проведения в виде разбора жизненых ситуаций. | Практические | 2 | 1 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 5. Социальное обслуживание | ||||||
5.1. | Понятие и виды социального обслуживания. Устный опрос. | Практические | 2 | 1 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 6. Социальные услуги. Медецинская помощь и лечение. | ||||||
6.1. | Понятие и виды социальных услуг. Право на охрану здоровья. Система медицинской помощи. Санаторно-курортное лечение. Лекарственное лечение. Виды медицинской помощи. Устный опрос. | Практические | 2 | 1 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 7. Социальная помошь инвалидам | ||||||
7.1. | Решение задач | Сам. работа | 2 | 8 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ОК 11, ПК 1.1, ПК 1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 8. Страховое обеспечение граждан пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | ||||||
8.1. | Решение задач. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 9. Социальная подержка населения | ||||||
9.1. | Решение задач | Сам. работа | 2 | 3 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 10. Назначение и перерасчет пенсий. Выплата и доставка пенсии. Приостановление и возобновление выплаты пенсии. Прекращение и восстановление выплаты пенсии. | ||||||
10.1. | Решение задач | Сам. работа | 2 | 2 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 11. Социальные льготы | ||||||
11.1. | Решение задач | Сам. работа | 2 | 2 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.5 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 12. Международное право социального обеспечения. | ||||||
12.1. | Решение задач | Сам. работа | 2 | 1 | ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 13. Кодекс социального обеспечения | ||||||
13.1. | Подготовка к экзамену. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 14. Подготовка и написание курсовой работы |
5. Фонд оценочных средств
Приложение 1. Контроль. doсx. docx Приложение 2. ФОС_ПСО_2021 Заочное. docx6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мачульская Е. Е. | ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | https://urait. ru/bcode/490141 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. | ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | https://urait. ru/bcode/489816 |
Л2.2 | учредители: РАН, Ин-т государства и права РАН | Государство и право: научный журнал | М. — Наука., 2021 | https://www. elibrary. ru/contents. asp? titleid=7774 |
Л2.3 | Главный редактор: Воронин Ю. В. | Социальное и пенсионное право: научно-практическое и информационное издание | ИГ «Юрист», 2021 | http://lawinfo. ru/catalog/magazines/socialnoe-i-pensionnoe-pravo/ |
Л2.4 | редактор В. А. Вайпан | Право и экономика : научный журнал | Юстицинформ, 2021 | https://www. elibrary. ru/title_about_new. asp? id=8992 |
Л2.5 | Карташов С. А., Рожков В. Д., Ананченкова П. И. | Труд и социальные отношения : научный журнал | Академия труда и социальных отношений , 2021 | https://elibrary. ru/contents. asp? titleid=9171 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | http://elibrary. ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | http://elibrary. asu. ru | ||
Э3 | Право социального обеспечения | https://portal. edu. asu. ru/course/view. php? id=4717 | ||
Э4 | Курсовые работы по дисциплине Право социального обеспечения | https://portal. edu. asu. ru/course/view. php? id=5309 | ||
Э5 | Научный журнал Государство и право | https://www. elibrary. ru/title_about_new. asp? id=7774 | ||
Э6 | Научный журнал Социальное и пенсионное право | https://www. elibrary. ru/title_about_new. asp? id=27499 | ||
Э7 | Научный журнал Право и экономика | https://www. elibrary. ru/title_about_new. asp? id=8992 | ||
Э8 | Научный журнал Труд и социальные отношения | https://www. elibrary. ru/title_about_new. asp? id=9171 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС Windows Приложения MS Office: — MS Word, — MS Excel. 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www. consultant. ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary. asu. ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary. ru) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
412Н | кабинет трудового права; кабинет права социального обеспечения; кабинет основ экологического права; лаборатория учебная канцелярия (служба документационного обеспечения управления) – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы. |
310Н | методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б. Н. Ельцина» — помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Подготовка к лекционным занятиям Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т. п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т. е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь: • сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; • обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное; • фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы; • готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада; • работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом; • пользоваться реферативными и справочными материалами; • контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия; • обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам. • обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.). При реализации учебной дисциплины МДК 02.01 Праово социального обеспечения используются интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий используются интерактивная форма в виде разбора конкретных жизненных ситуаций. При проведении практических занятий используются интерактивные формы в виде деловых игр или разбора конкретных жизненных ситуаций. |
Рабочая программа ПМ.01 — МДК.01.01 Право социального обеспечения
учебно-методический материал на тему
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка) , входящей в состав укрупненной группы специальностей 030000 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, направление подготовки 030900 Юриспруденция.
на заседании предметной (цикловой)
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /Ширякова Т. В./
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Методическим Советом колледжа
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /_____________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель _____________ /______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель _____________ /______________/
Составитель: Красильникова Инга Васильевна , преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Профессиональный колледж «Московия».
Аносова Ольга Сергеевна, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Профессиональный колледж «Московия».
Рецензент: Рецензент: Чернов Олег Павлович , адвокат, генеральный директор ООО «Доверие».
2. Результаты освоения профессионального модуля
- Условия реализации рабочей программы профессионального модуля
- Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее — рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка) в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке работников в области социального обеспечения при наличии среднего общего образования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
— иметь практический опыт:
— анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
— приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
— определения права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала;
— формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранения;
— пользования компьютерными программами назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан;
— определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
— определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
— информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
— общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
— публичного выступления и речевой аргументации позиции;
— анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем;
— принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат;
— определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
— разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
— определять право, размер и сроки назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
— формировать пенсионные дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
— составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений;
— пользоваться компьютерными программами назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
— консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
— запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
— составлять проекты решений об отказе в назначении пенсий, пособий, компенсаций, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;
— осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
— использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
— информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
— оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
— объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
— правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
— давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;
— следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
— содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
— понятия и виды трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
— правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы;
— основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;
— основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
— юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы;
— структуру трудовых пенсий;
— понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
— государственные стандарты социального обслуживания;
— порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
— порядок формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
— компьютерные программы по назначению пенсий, пособий, рассмотрению устных и письменных обращений граждан;
— способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
— основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
— основы психологии личности;
— современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
— особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
— основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
— максимальной учебной нагрузки обучающегося – 514 часов,
— обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 190 часов;
— самостоятельной работы обучающегося – 108 часов;
— учебной практики — 108 часов;
— производственной практики – 108 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения
Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля [1] *
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
производственная (по профилю специальности), часов
в т. ч. лабораторные работы и практические занятия,
в т. ч., курсовая работа (проект),
в т. ч., курсовая работа (проект),
Дистанционные курсы для педагогов
253 курса профессиональной переподготовки от 2190 руб.
Выбрать курс со скидкойВходим в перечень Министерства просвещения Российской Федерации
Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
900 курсов от 770 рублей
Третья четверть 2023
Войти с помощью:
Инфоурок › Другое › Рабочие программы › Рабочая программа по дисциплине «Право социального обеспечения»
Рабочая программа по дисциплине «Право социального обеспечения»
Частное учреждение профессионального образования
Юридический полицейский колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
профессионального модуля ПМ.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»
МДК.01.01. «Право социального обеспечения»
Для обучающихся по специальности
40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» МДК.01.01. «Право социального обеспечения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО).
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» предназначена для изучения учебной дисциплины «Право социального обеспечения» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу.
Организация-разработчик: Частное учреждение профессионального образования Юридический полицейский колледж (ЧУ ПО ЮПК).
Разработчик: Черникова О. А., преподаватель кафедры правовых и прикладных дисциплин Частного учреждения профессионального образования Юридический полицейский колледж.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право социального обеспечения» рассмотрена на заседании кафедры правовых и прикладных дисциплин ЧУ ПО ЮПК.
Протокол №__________ от _________________ 201 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Право социального обеспечения» утверждена методическим советом ЧУ ПО ЮПК.
Протокол №________ от ________________ 201 г
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ профессионального модуля ПМ.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» МДК.01.01. «Право социального обеспечения»
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Право социального обеспечения» является обязательной частью профессиональной подготовки студентов в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Право социального обеспечения» относится к Профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
— содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
— понятия и виды трудовых (страховых) пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат, дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
— правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы;
— основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;
— основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
— юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы;
— структуру трудовых (страховых пенсий);
— понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
— государственные стандарты социального обслуживания;
— порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
— порядок формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
— компьютерные программы по назначению пенсий, пособий, рассмотрению устных и письменных обращений граждан;
— способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
— анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем;
— принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
— определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
— разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
— определять право, размер и сроки назначения трудовых (страховых) пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
— формировать пенсионные дела, дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
— составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений;
— пользоваться компьютерными программами назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
— консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
— запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
— составлять проекты решений об отказе в назначении пенсий, пособий, компенсаций, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;
— осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц;
— использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
— информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
— оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
— максимальной учебной нагрузки студента 340 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 220 часов;
-обязательной аудиторной практической работы обучающегося 54 часа;
— самостоятельной работы студента 120 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
340
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
220
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
120
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебника, конспектом лекций;
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание ПМ.01. МДК.01.01. «Право социального обеспечения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Тема 1.1. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения. Предмет, метод, система права социального обеспечения
Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения; признаки социального обеспечения; социальная политика в современной России; цели социальной политик; соотношение социального обеспечения и социальной защиты; социальное страхование в системе социального обеспечения; функции социального обеспечения; формы социального обеспечения; предмет и метод социального обеспечения; особенности метода права социального обеспечения; система права социального обеспечения; виды социального обеспечения.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (фронтальный опрос).
2. Работа с текстом Конституции РФ. Задание: выбрать и систематизировать статьи, регулирующие гарантии государства по социальному обеспечению граждан России.
2. Составление сравнительно-аналитической таблицы с примерами: «Предмет и методы отрасли права социального обеспечения».
Тема 1.2. Принципы социального обеспечения
Общее понятие принципа права; классификация принципов в праве социального обеспечения; общие принципы права социального обеспечения; отраслевые принципы права социального обеспечения: принцип всеобщности права социального обеспечения; принцип приоритетного обеспечения отдельных категорий граждан; принцип связи социального обеспечения с трудовой деятельностью и т. д.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (самостоятельная письменная работа).
2. Работа с текстом Конституции РФ. Задание: выбрать из текста Конституции РФ статьи, относящиеся к принципам социального обеспечения и описать гарантии государства по их соблюдению.
3. Работа по командам: составление ситуационных задач, в которых описать нарушения принципов социального обеспечения. По завершению задания, команды обмениваются задачами и решают их.
Тема 1.3. Источники права социального обеспечения
Понятие и общая характеристика источников права социального обеспечения; Конституция РФ как источник права социального обеспечения; международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения; нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (выполнение тестового задания).
2. Систематизировать нормативно-правовые источники регулирования социального обеспечения по юридической силе и по содержанию. Внести результаты в сводную таблицу (привести примеры конкретных нормативных источников).
Тема 1.4. Правоотношения по социальному обеспечению
Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению; субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению; основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (фронтальный опрос).
2. Работа по командам: составление ситуационных задач по видам правоотношений в праве социального обеспечения. По окончании выполнения задания, команды обмениваются текстами составленных задач для решения.
3. Составить список субъектов правоотношений по социальному обеспечению по ситуационным критериям: «я — еще не пенсионер», «я — призывник на службу в Российскую армию», «я — молодая мама », «я — скоро буду пенсионером», «я – уже на пенсии», «я – на пенсии, но продолжаю работать».
Тема 1.5. Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды как субъекты социального обеспечения
Общая характеристика пенсионной системы Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации: правовое положение, структура, функции; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; негосударственные пенсионные фонды РФ как субъекты социального обеспечения.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (выполнение тестовых заданий).
2. Составление сравнительно-аналитической таблицы «Полномочия и функции Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов».
3. Составить список документов, которые необходимо представить в Пенсионный фонд России (негосударственный пенсионный фонд) для начисления и получения пенсии.
4. Творческое задание: вы – будущий пенсионер, но пенсионные накопления у вас уже могут формироваться. Где вы разместите свои будущие пенсионные средства: в Пенсионном фонде России или в негосударственном пенсионном фонде. Обоснуйте свой ответ.
Тема 1.6. Пенсионное право. Страховые пенсии.
Общая характеристика обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; понятие, сущность и виды страховых пенсий в Российской Федерации; условия назначения страховых пенсий; понятие страхового стажа, порядок исчисления страхового стажа; порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (фронтальный опрос).
2. Работа с текстом Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ( в редакции от 01.12.2014 г., с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2015 года ). Задание: выбрать из текста Закона основные положения, гарантированные государством при наступлении страхового случая.
3. Работа с текстом Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 года. Задание: выбрать из текста Закона и систематизировать в таблицу материал по следующей схеме: «вид страховой пенсии – категория получателя страховой пенсии – условия назначения страховой пенсии».
Тема 1.7. Накопительная пенсия.
Современная пенсионная модель в Российской Федерации; понятие, сущность и значение накопительной пенсии в системе социального обеспечения; порядок установления, условия назначения, выплаты и доставки накопительной пенсии.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (решение тестовых заданий).
2. Работа с текстом Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 424 – ФЗ «О накопительной пенсии». Задание: выбрать и систематизировать материал Закона по схеме: «понятие накопительной пенсии-получатели – условия получения накопительной пенсии-сроки выплат по накопительной пенсии».
3. Творческое задания: составить эссе на тему: «Имеет ли дальнейшую перспективу в России накопительная пенсия», свои доводы обосновать.
Тема 1.8. Порядок исчисления и корректировка страховой и накопительной пенсии
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа; размеры страховых пенсий. Фиксированная выплата к страховой пенсии; корректировка и перерасчет страховой пенсии; размер накопительной пенсии; корректировка накопительной пенсии.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (фронтальный опрос).
2. Задание: используя расчетные формулы из текста ФЗ «О страховых пенсиях», составьте и решите ситуационные задачи по расчету и корректировке страховых пенсий по: старости; инвалидности; по случаю потери кормильца.
3. Задание: используя расчетные формулы из текста ФЗ «О накопительной пенсии», составьте и решите ситуационные задачи по расчету и корректировке накопительной пенсии.
Тема 1.9. Государственное пенсионное обеспечение
Понятие и виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению; условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению; стаж государственной гражданской службы; трудовой стаж; среднемесячный заработок; размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению; установление пенсии, индексация, выплата и доставка пенсий.
Практическое занятие
Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (выполнение тестовых заданий).
2. Работа с текстом Федерального закона от 15.12.2001 г № 166-ФЗ «Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 21.12.2014 г. № 216-ФЗ). Задание: изучить и систематизировать в таблицу материал по схеме: «право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению — условия назначения — порядок выплаты».
3. Творческое задание: представьте, что вы государственный гражданский служащий, стаж вашей трудовой деятельности к 1 января 2015 года составил 12 лет, ваш среднемесячный заработок составляет -20 750 рублей. При каких условиях вы можете претендовать на пенсию по государственному пенсионному обеспечению? Попробуйте рассчитать свою будущую пенсию.
Тема 1.10. Пособие в праве социального обеспечения
Общая характеристика обязательного социального страхования; понятие пособия, виды пособий и общая характеристика; государственные пособия гражданам, имеющих детей; пособие по временной нетрудоспособности; пособие по безработице; иные виды государственных пособий; материнский (семейный) капитал.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу.
2. Работа с текстом Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции от 24.11.2014 года № 129-ФЗ). Задание: изучить и систематизировать материал Закона в таблицу по схеме: «вид пособия — право на получение — порядок получения — сроки выплаты».
3. Работа в командах. Задание составить тексты ситуационных задач по назначению и выплате различных видов пособий. После выполнения задания, команды обмениваются текстами задач и решают их.
Тема 1.11. Государственная социальная помощь.
Понятие и сущность государственной социальной помощи; виды государственной социальной помощи; категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи; государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг; оказание государственной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (выполнение тестовых заданий).
2. Работа в командах. Задание: составить ситуационные задачи по условиям получения государственной социальной помощи с конкретными категориями граждан, указанных в Федеральном законе. После выполнения задания, команды обмениваются текстами задач для решения.
3. Составление сравнительно аналитической таблицы: «Основные отличия социального пособия и компенсационных выплат».
Тема 1.12. Меры социальной поддержки. Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан
Понятие мер социальной поддержки; виды мер социальной поддержки; категории граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки; единовременные и ежемесячные выплаты; государственное регулирование в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан в свете последних изменений в законодательстве; компенсационные выплаты отдельным категориям граждан; условия назначения и выплаты компенсаций.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (фронтальный опрос).
2. Работа в командах. Задание: составить ситуационные задачи по мерам социальной защиты отдельных категорий граждан. После выполнения задания, команды обмениваются текстами задач для решения.
3. Составление сравнительно аналитической таблицы: «Основные отличия пособия, компенсации и мер социальной поддержки».
Тема 1.13. Обязательное медицинское страхование в системе социальной защиты граждан Российской Федерации . Медико-социальная экспертиза.
Понятие, система, сущность и виды обязательного медицинского страхования; основные отличия обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования; правоотношения по обязательному медицинскому страхованию; субъекты правоотношений по обязательному медицинскому страхованию; правовой статус и функции Фонда обязательного медицинского страхования России.
Понятие медико-социальной экспертизы; правовое регулирование медико-социальной экспертизы; основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы; юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (выполнение тестовых заданий).
2. Работа в командах. Задание: составить ситуационные задачи по условиям обязательного медицинского страхования отдельных категорий граждан ребенка, пожилого, иностранного гражданина. После выполнения задания, команды обмениваются текстами задач для решения.
3. Составление сравнительно — аналитической таблицы: «Основные отличия обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования».
Тема 1.14. Социальное обслуживание
Понятие, система и принципы социального обслуживания; порядок предоставления социального обслуживания; категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание; формы социального обслуживания, виды социальных услуг.
Практическое занятие
1. Проверка теоретических знаний по ранее изученному материалу (фронтальный опрос).
2. Работа в командах. Задание: составить ситуационные задачи по оказанию социальной помощи ребенку-инвалиду и инвалиду Великой Отечественной войны (включить в условие задачи форму и вид социальной помощи). После выполнения задания, команды обмениваются текстами задач для решения.
3. Составление сравнительно-аналитической таблицы: «Основные отличия социальной помощи и срочной социальной помощи.
Итоговый экзамен