Статья социальное партнерство в образовании

Содержание

Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / PROFESSIONAL LEVEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ТРУДОВОЙ КОДЕКС / LABOR CODE / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE NATIONAL DOCTRINE OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Голубева Ольга Владиславовна, Седых Дмитрий Вячеславович

Социальное партнерство способствует повышению качества образования, однако, без грамотного правового урегулирования вопроса, качество, о котором было заявлено, может оказаться под угрозой. То есть при всех положительных чертах социального партнерства , его эффективность зависит от правовой регламентации. Статья раскрывает правовые положения социального партнерства в сфере образовательных услуг. Для раскрытия сущности социального партнерства в России, приведены несколько определений понятия « социальное партнерство », в том числе рассмотрено и определение, данное Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года. На основе чего выведено собственное значение социального партнерства . «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорит, что без социально-педагогического партнерства невозможно обеспечение полноценного духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося. Также отмечены характеристики социального партнерства в образовании: открытые соглашения о совместной деятельности; осуществление совместной деятельности для достижения взаимовыгодных целей участников социального партнерства ; объединение нескольких видов ресурсов для достижения намеченных целей; достижение позитивного эффекта для каждого участника. Выделены субъекты социального партнерства на региональном и муниципальном уровнях. Выделены принципы, на основе которых существует социальное партнерство . Сформулированы положения об обязанностях субъектов социального партнерства : формирование нормативно-правовой базы в сфере образования, труда и занятости; реализация региональной политики в сфере образования, труда и занятости; мониторинг состояния регионального рынка труда и состояния системы образования, прогнозирование потребности в профессиональных кадрах. Также были отмечены недостатки юридической регламентации социального партнерства и предложены варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Голубева Ольга Владиславовна, Седых Дмитрий Вячеславович

Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании Критерии эффективности партнерских отношений при предоставлении дополнительных образовательных услуг Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership contributes to the improvement of the quality of education, however, without a competent legal settlement of the issue, the quality that was announced may be threatened. That is, with all the positive features of social partnership , its effectiveness depends on legal regulation. The article reveals the legal provisions of social partnership in the field of educational services. To disclose the essence of social partnership in Russia, several definitions of the concept of » social partnership » are given, including the definition given by the National Doctrine of Education in the Russian Federation until 2025. On the basis of which the own significance of social partnership is derived. «The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia» says that without social and pedagogical partnership it is impossible to provide a full-fledged spiritual and moral development and education of the student. Also, the characteristics of social partnership in education are noted: open agreements on joint activities; implementation of joint activities to achieve mutually beneficial goals of the participants in social partnership ; pooling of several types of resources to achieve the goals; achieving a positive effect for each participant. Subjects of social partnership at the regional and municipal levels are singled out. The principles on the basis of which there is a social partnership are singled out. The provisions on the responsibilities of the subjects of social partnership are formulated: the formation of the regulatory and legal framework in the sphere of education, labor and employment; implementation of the regional policy in the sphere of education, labor and employment; monitoring the state of the regional labor market and the state of the education system, forecasting the demand for professional staff. We have clarified certain provisions of the legislation on social partnership in the field of education. Also, shortcomings in the legal regulation of the social partnership were noted and options for their solution were suggested.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования»

Petrovsky Alexander Mikhailovich, Golubeva Olga Vladislavovna, Sedykh Dmitry Vyacheslavovich LEGAL ASPECTS OF SOCIAL PARTNERSHIPS IN THE SPHERE .

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Петровский Александр Михайлович, заместитель директора по внеучебной работе

Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, филиал — Дзержинский политехнический институт (606029, Россия, Дзержинск, ул. Гайдара, 49, e-mail: pposdf@mail. ru) Голубева Ольга Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: gololga@yandex. ru) Седых Дмитрий Вячеславович, студент Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижегородский институт управления (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 46, e-mail: kettt@list. ru)

Аннотация. Социальное партнерство способствует повышению качества образования, однако, без грамотного правового урегулирования вопроса, качество, о котором было заявлено, может оказаться под угрозой. То есть при всех положительных чертах социального партнерства, его эффективность зависит от правовой регламентации. Статья раскрывает правовые положения социального партнерства в сфере образовательных услуг. Для раскрытия сущности социального партнерства в России, приведены несколько определений понятия «социальное партнерство», в том числе рассмотрено и определение, данное Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года. На основе чего выведено собственное значение социального партнерства. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорит, что без социально-педагогического партнерства невозможно обеспечение полноценного духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося. Также отмечены характеристики социального партнерства в образовании: открытые соглашения о совместной деятельности; осуществление совместной деятельности для достижения взаимовыгодных целей участников социального партнерства; объединение нескольких видов ресурсов для достижения намеченных целей; достижение позитивного эффекта для каждого участника. Выделены субъекты социального партнерства на региональном и муниципальном уровнях. Выделены принципы, на основе которых существует социальное партнерство. Сформулированы положения об обязанностях субъектов социального партнерства: формирование нормативно-правовой базы в сфере образования, труда и занятости; реализация региональной политики в сфере образования, труда и занятости; мониторинг состояния регионального рынка труда и состояния системы образования, прогнозирование потребности в профессиональных кадрах. Также были отмечены недостатки юридической регламентации социального партнерства и предложены варианты их решения.

Ключевые слова: социальное партнерство, высшая школа, Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный уровень, профессиональное образование, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, трудовой кодекс, Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

LEGAL ASPECTS OF SOCIAL PARTNERSHIPS IN THE SPHERE OF EDUCATION

Petrovsky Alexander Mikhailovich, deputy director for extracurricular work Nizhny Novgorod state technical University named after R. E. Alekseev, branch — Dzerzhinsky Polytechnic Institute (606029, Russia, Dzerzhinsk, Gaidar street 49, e-mail: pposdf@mail. ru) Golubeva Olga Vladislavovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: gololga@yandex. ru) Sedykh Dmitry Vyacheslavovich, student Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration, Nizhny Novgorod Institute of Management (603950, Russia, Nizhny Novgorod, pr. Gagarina, d. 46, e-mail: kettt@list. ru)

Abstract. Social partnership contributes to the improvement of the quality of education, however, without a competent legal settlement of the issue, the quality that was announced may be threatened. That is, with all the positive features of social partnership, its effectiveness depends on legal regulation. The article reveals the legal provisions of social partnership in the field of educational services. To disclose the essence of social partnership in Russia, several definitions of the concept of «social partnership» are given, including the definition given by the National Doctrine of Education in the Russian Federation until 2025. On the basis of which the own significance of social partnership is derived. «The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia» says that without social and pedagogical partnership it is impossible to provide a full-fledged spiritual and moral development and education of the student. Also, the characteristics of social partnership in education are noted: open agreements on joint activities; implementation of joint activities to achieve mutually beneficial goals of the participants in social partnership; pooling of several types of resources to achieve the goals; achieving a positive effect for each participant. Subjects of social partnership at the regional and municipal levels are singled out. The principles on the basis of which there is a social partnership are singled out. The provisions on the responsibilities of the subjects of social partnership are formulated: the formation of the regulatory and legal framework in the sphere of education, labor and employment; implementation of the regional policy in the sphere of education, labor and employment; monitoring the state of the regional labor market and the state of the education system, forecasting the demand for professional staff. We have clarified certain provisions of the legislation on social partnership in the field of education. Also, shortcomings in the legal regulation of the social partnership were noted and options for their solution were suggested.

Keywords: social partnership, higher school, Federal state educational standard, professional level, vocational. education, general cultural competence, professional competence, labor code, the National Doctrine of Education in the Russian Federation.

Повышение качества образования выпускников в ставляет высшие школы привлекать различных соци-условиях реализации компетентностного подхода за — альных партнеров. Это взаимодействие обеспечивает

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

Петровский Александр Михайлович, Голубева Ольга Владиславовна, Седых Дмитрий Вячеславович ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ .

достижение целей субъектов социального партнерства, реализацию потенциала государственных и общественных структур, а также иных заинтересованных лиц, к примеру, органов власти, учреждений, предприятий, родителей. Такая схема способствует повышению эффективности решения проблем рынков труда и занятости населения.

Участие высшей школы в социальном партнерстве дает ей большое преимущество, поскольку появляются условия для качественной реализации образовательных программ, ведь существующий компетентностный подход требует погружения студента в условия, максимально приближенные к профессиональным, а предприятия-работодатели помогают сформировать необходимые компетенции [1, 2, 3, 4]. Однако, без грамотного правового урегулирования вопроса, качество, о котором было заявлено выше, может оказаться под угрозой. То есть при всех положительных чертах социального партнерства его эффективность зависит от правовой регламентации, вот что вызывает актуальность рассматриваемой темы.

Кроме того, социальное партнерство помогает преодолевать замкнутость в сфере образования, преобразовывать его в открытую социальную систему для решения актуальных экономических, социальных, культурных проблем муниципальных образований, региональных и России в целом [5].

Социальное партнерство становится гарантом трудоустройства по полученной специальности. А в последнее время просматривается тенденция отсутствия тру-доустроенности большой части выпускников по тому профилю подготовки, по которому ими было получено образование [6]. В результате чего растет социальная напряженность в обществе. Партнерство в данном случае позволяет наладить общение с непосредственным работодателем [7].

В Европе социальный диалог по вопросам образования был закреплен немного раньше, чем в России. Российская Федерация только набирает обороты в развитии данного направления сотрудничества [8].

Партнерство в широком понимании — это форма сотрудничества, соглашение, которое подразумевает совместную работу. Социальное партнерство закреплено на законодательном уровне и отмечено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и определяется как «совместная коллективная деятельность различных социальных групп. » [9].

Значит, под социальным партнерством следует понимать открытое взаимодействие образовательных организаций и других субъектов социальных и профессиональных отношений, действия которых направлены на достижение взаимовыгодных целей [10].

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорит, что без социально-педагогического партнерства невозможно обеспечение полноценного духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося [11].

Федеральным государственным образовательным стандартом утверждено, что для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студента необходимо взаимодействие с родителями, социальными партнерами и другими заинтересованными лицами в обеспечении качества учебного процесса [12].

Мы затронули важный вопрос качества. Поэтому, хотелось бы отметить, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил независимую оценку качества образования [13]. Однако, результаты оценки не влекут за собой никаких юридических последствий в виде аннулирования или приостановления лицензии на осуществление образовательной деятельности учреждением. В этом состоит недостаток юридической регламентации.

Отметим характеристики социального партнерства в образовании:_

— открытые соглашения о совместной деятельности;

— осуществление совместной деятельности для достижения взаимовыгодных целей участников социального партнерства;

— объединение нескольких видов ресурсов для достижения намеченных целей;

— достижение позитивного эффекта для каждого участника [14].

В условиях профессионального образования социальное партнерство можно трактовать как реализацию права граждан на образование на основе системы взаимоотношений между обучающимися, их родителями или законными представителями, педагогическими работниками, органами власти, работодателями с целью урегулирования интересов всех участников и повышения качества образования, увеличения спроса на компетентных выпускников на рынке труда [15].

Регулирует отношения между социальными партнерами система нормативов, призванная оценить эффективность связей и следить за исполнением установленных правил [16].

Социальное партнерство принято делить на две части: уровень органов власти, занимающихся управлением в сфере образования и занятости и уровень организаций, предоставляющих образовательные услуги [17]. На региональном уровне субъектами социального партнерства являются органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования, труда и занятости. В рамки их деятельности входит согласование объемов и структуры подготовки профессиональных кадров в соотношении с потребностями рынка труда.

Для этого субъекты социального партнерства занимаются:

— формированием нормативно-правовой базы в сфере образования, труда и занятости;

— реализацией региональной политики в сфере образования, труда и занятости;

— мониторингом состояния регионального рынка труда и состоянием системы образования, прогнозированием потребности в профессиональных кадрах [18].

На муниципальном уровне субъектами социального партнерства выступают органы местного самоуправления, территориальные подразделения или же подведомственные учреждения органов власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, труда и занятости населения, предприятия-работодатели [19].

Кроме Национальной доктрины и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России социальное партнерство регламентирует трудовой кодекс. В статье 24 указаны его принципы [20].

Партнерство существует на основе:

— уважении и учете интересов обеих сторон;

— заинтересованности сторон в участии;

— соблюдения нормативных правовых актов;

— добровольности принятия на себя сторонами ответственности и обязательств;

— обязательность выполнения договоров и соглашений сторонами [21].

Говоря о недостатках юридической регламентации деятельности социальных партнеров, необходимо отметить, что ответственность партнеров за полученные результаты взаимодействия не определена, единая модель социального партнерства не установлена [22].

Что касается вузов, то практически в каждом из них существуют отделы по содействию трудоустройству студентам и выпускникам, проводящие достаточно продуктивную работу, однако, заметим, что это только отдельные мероприятия, эффективность которых зависит от инициативности руководителей структурных подразделений.

Petrovsky Alexander Mikhailovich, Golubeva Olga Vladislavovna, Sedykh Dmitry Vyacheslavovich pedagogical

LEGAL ASPECTS OF SOCIAL PARTNERSHIPS IN THE SPHERE . sciences

На наш взгляд, необходимо создать совет по социальному партнерству для проработки единой концепции деятельности по укреплению связей с рынком труда. Чем быстрее вуз адаптируется к изменению конъюнктуры рынка, преобразуя ключевые процессы в стратегические инициативы, нацеленные на более полное удовлетворение требований заказчика, тем больше шансов на успех в конкурентной борьбе.

Управление социальным партнерством в вузе должно основываться на разграничении ответственности и компетенций между министерствами и ведомствами, федеральными и региональными органами административного управления, работодателями и образовательными учреждениями [23]. Должен быть создан Совет по социальному партнерству в сфере образования, включающий все заинтересованные стороны.

Совет может заниматься предложениями на рассмотрение, утверждение, согласование с Министерством, внедрением и контролем качества исполнения, подготовкой законодательных проектов, курировать работу по созданию методического и информационного обеспечения социального партнерства в сфере высшего образования (концепций, программ, моделей), согласовывать с Министерством образования финансовые вопросы по внедрению новых ключевых проектов [24].

Нами были уточнены отдельные положения законодательства о социальном партнерстве в сфере образования. Исходя из чего, можно сказать, что партнерство играет важнейшую роль в становлении высококвалифицированного профессионала, поскольку делает возможным взаимодействие студентов с реальными будущими профессиональными условиями. Таким образом формируются необходимые компетенции, продиктованные условиями компетентностного подхода и Федеральным государственным образовательным стандартом. На каждом уровне, будь то региональный или муниципальный, деятельность социальных партнеров урегулируется законодательной базой. Мы отметили и недостаток юридической регламентации, поскольку результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой никаких правовых последствий. К тому же, на наш взгляд, необходимо определить ответственность социальных партнеров за результаты взаимодействия на разных его уровнях.

1. Прохорова М. П., Семченко А. А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности// Вестник Мининского университе-та.2017.№2.

2. Гаврилова М. И., Одарич И. Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.

3. Путилова А. В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.

4. Андросова Л. А., Мананникова Ю. В. Компе-тентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.

5. Булаева М. Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистра-тивно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.

6. Смирнова Ж. В., Мухина М. В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.

7. Угодчикова Н. Ф., Алешугина Е. А., Лошкарева Д. А. О современных подходах к совершенствованию 66

иноязычной подготовки в магистратуре//В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы девятой международной научно-практической конференции. 2015. С. 314-316.

8. Ваганова О. И., Алешугина Е. А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения//Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.

9. Ваганова О. И., Прохорова М. П., Гладкова М. Н., Гладков А. В., Дворникова Е. И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-ного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №4 (17). С. 87-90.

10. Стародумова Л. А., Гомолко Л. Е. Общность культуры славянских народов, на примере русского и сербского этноса// В сборнике: Современная наука: инновации, гипотезы, открытия Материалы и доклады всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 59-63.

11. Гущин А. В., Филатова О. Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования.//Электронный журнал «Фундаментальные исследования» № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.

12. Ваганова О. И., Дворникова Е. И., Кутепов М. М., Лунева Ю. Б., Трутанова А. В. Возможности облачных технологий в электронном обучении//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.

13. Колдина М. И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.

14. Ваганова О. И., Колдина М. И., Трутанова А. В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетент-ностного подхода//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 97-99.

15. Булаева М. Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистра-тивно-управленческой деятельности автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2009..

16. Лапшова А. В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образова-ния//Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 31.

17. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность с использованием электронной образовательной среды// Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 (72).

18. Петров А. Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе/А. Ю. Петров, М. Н. Булаева, А. А Сиротова//Человек и образование. -2016. -№4. — С. 134-138.

19. Груздева М. Л., Смирнова Ж. В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017.№1. С. 12-23.

20. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций/М. И. Колдина, А. В. Лапшова//Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.

21. Ваганова О. И., Смирнова Ж. В., Трутанова А. В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.

22. Шевченко С. М., Мухина М. В., Кутепова Л. И.,

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

Петровский Александр Михайлович, Голубева Ольга Владиславовна, Седых Дмитрий Вячеславович ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ .

Смирнова Ж. В. Проектирование основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Сервис»: компетентностный подход//Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 182.

23. Костылев Д. С., Костылева Е. А., Кутепова Л. И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения//Перспективы науки. 2015. № 4 (67). С. 23-25.

24. Абрамова Н. С., Гладкова М. Н., Гладков А. В., Кутепов М. М., Трутанова А. В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.

Статья поступила в редакцию 29.09.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

Социальное партнерство в образовании: историко-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульга Наталья Викторовна

В статье представлен авторский взгляд на социальное партнерство в образовании как форму взаимодействия школы и государственных и общественных структур в историко-педагогическом контексте; показано, что общинные школы Западной Европы и США, организация производительного труда в советской России как образцы взаимовыгодного партнерства школы и общества, школы и хозяйства, могут найти продолжение и в современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульга Наталья Викторовна

Развитие краеведения в отечественной школе и педагогике 50-80-х годов XX века

Кочевая школа как социально-педагогическая основа формирования системы образования на Крайнем Севере: пути становления и проблемы развития

Деятельность общественно-активных школ и ученическое самоуправление

Практикоориентированный психологопедагогический подход создания условий для самоопределения личности старшего школьника (ретроспективный взгляд на самоопределение выпускников школы)

Основные подходы к организации воспитательной работы с «Трудными» подростками в России в 20-е и 90-е гг. XX в

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATION: A HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

The article presents the author’s view on social partnership in education as a form of interaction between school and state and public structures in the historical and pedagogical context; it is shown that community schools in Western Europe and the United States, the organization of productive labor in Soviet Russia as a mutually beneficial partnership schools and societies, schools and households can find continuation in modern times.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в образовании: историко-педагогический аспект»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень высшего образования Бакалавриат). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nvsu. ru/svedenfiles/standarts/24-44.03.01.pdf (дата обращения: 14.05.2019).

4. Шукшина, Т. И. Организационно-педагогические условия реализации инновационной модели «вуз — базовая кафедра — общеобразовательная организация» / Т. И. Шукшина, С. Н. Горшенина, М. Ю. Кулебякина // Гуманитарные науки и образование. — 2017. — № 2 (30). — С. 89-93.

5. Ryzhov, D. V. The artistic and aesthetic competence of future teacher as a pedagogical phenomenon / D. V. Ryzhov // Гуманитарные науки и образование. — 2018. — № 2. — С. 143-152.

старший преподаватель кафедры дефектологии и русского языка Шульга Наталья Викторовна

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (г. Ставрополь)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на социальное партнерство в образовании как форму взаимодействия школы и государственных и общественных структур в историко-педагогическом контексте; показано, что общинные школы Западной Европы и США, организация производительного труда в советской России как образцы взаимовыгодного партнерства школы и общества, школы и хозяйства, могут найти продолжение и в современности.

Ключевые слова: образование, социальное партнерство, общинные школы, производительный труд, история педагогики.

Annotation. The article presents the author’s view on social partnership in education as a form of interaction between school and state and public structures in the historical and pedagogical context; it is shown that community schools in Western Europe and the United States, the organization of productive labor in Soviet Russia as a mutually beneficial partnership schools and societies, schools and households can find continuation in modern times.

Keywords: education, social partnership, community schools, productive work, history of pedagogy.

Введение. В мировой образовательной практике одним из определяющих признаков демократичности школы, ее открытости считается готовность к социальному партнерству, так как выполнение заказа общества предполагает и общественную поддержку. Школа при формировании образовательной среды нуждается в тесной связи с окружающим социумом. Современная школа не может не ориентироваться на указанное взаимодействие, так как иначе будет оторвана от реальности, не сможет выполнить и образовательную функцию в полной мере. Проблемы социализации подрастающего поколения также могут успешно решаться только в процессе взаимодействия школы с семьями обучающихся, различными общественными и государственными структурами.

Взаимодействие школы с различными общественными структурами для достижения общей цели — обеспечения оптимальной социализации — получило название социального партнерства.

В нынешних условиях образовательная организация может и должна принять на себя координирующую роль для объединения воспитательных воздействий. Социальное партнерство как педагогический и социологический феномен активно изучается учеными: В. А. Борисовым, Н. А. Киреевой, Б. Мартенс, В. А. Михеевой, Ю. Ольсевич, В. В. Пановым, А. А. Силиным, И. В. Хоменко, В. Н. Якимец и др.).

Сущностные характеристики социального партнерства нашли отражение в трудах А. В. Ветрова, В. Н. Киселева, М. И. Либоракиной, В. Г. Смолькова, В. Н. Якимец и др.

В образовании исследуемый феномен рассматривали В. О. Букетов, Е. А.Елисеева, А. В. К^унов, Н. П. Литвинова, С. П. Перегудов, И. М. Реморенко, И. В. Хоменко и др.

Формирование теоретических основ социального партнерства происходило, в основном, во второй половине ХХ века, через интеграцию философских, политических, социологических знаний. Однако исследователи отмечают, что античные философы Платон и Аристотель в своих трудах уже обосновывали идею партнерства граждан как свободных и равных людей. Социальное партнерство в образовании также имеет свою историю. Наше внимание привлекли как форма социального партнерства через общинные школы в Западной Европе и США, так и организация в советской России производительного труда школьников во взаимодействии с реальным производством. Целью данной статьи является прослеживание идеи социального партнерства в историко-педагогическом ракурсе, что позволит актуализировать эффективные формы взаимовыгодного партнерства школы и социума в решении разнообразных задач воспитания и обучения подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Анализ источников позволил сделать вывод, что «социальное партнерство» определяется через термины «сотрудничество», взаимодействие», «взаимоотношения», «взаимосвязь». Социальное взаимодействие складывается из взаимных действий двух и более субъектов, инициатива которых может принадлежать субъекту (индивиду, группе) или быть реакцией на инициативу других. Важно отметить, что в ходе взаимодействия осуществляется обмен информацией, обогащение знаний, опыта (М. Вебер, Т. Парсонс, Н. Смелзнер, П. Строкин и др.).

1-й стадией социального партнерства можно считать сотрудничество, когда при совместном решении конкретных задач субъекты взаимодействия обретают опыт совместной деятельности (Э. Фромм). Сотрудничество переходит в партнерство при необходимости достижения совместных результатов, когда каждый участник вносит определенный вклад для этой цели.

О. Н Мащенко акцентирует внимание на том, что для социального партнерства характерна совокупность социальных действий; равный вклад субъектов (хотя это и не обязательно), так как вклад может зависеть от их потенциала без ориентации на получение преимуществ [4].

В теории и практике зарубежного образования, на наш взгляд, следует отметить в контексте социального партнерства значимость общинных школ.

Считается, что термин «общинная школа» появился в 1900 году, и Тони Джеффс (Англия) для общинных городских школ систематизировал характерные черты: отсутствие искусственных ограждений и

открытая территория школы; близкая связь с местным сообществом, разнообразное сотрудничество с государственными организациями и неформальными группами, создание школьного самоуправления, образование «через всю жизнь» (lifelong education), организация производственного труда обучающихся для решения задач финансовой поддержки школы [7].

В 60-х годах ХХ века в Англии имел место как рост числа общинных школ, обусловленный как увеличением городов, так и развитием сельской местности.

В работе Л. Декера «Общинное воспитание: создание воспитательных сообществ» (1992) изложены основы общинного воспитания, нацеленного на удовлетворение образовательных потребностей всех членов сообщества. Общинное воспитание опирается, в первую очередь, на сотрудничество и партнерство с заинтересованными государственными и частными организациями; ориентировано на полноценное участие обучающихся в обсуждении и принятии решений по актуальным вопросам улучшения качества жизни сообщества [8].

Среди значимых принципов общинного воспитания следует отметить следующие: оптимальное использование ресурсов (духовных, физических, финансовых) сообщества; инклюзия как включенность в процесс образования жителей сообщества без учета их уровня дохода, пола, возраста, расы, принадлежности к какому-либо классу, этносу, религии; оперативное реагирование на вызовы общества через внедрение новых образовательных программ; обеспечение всем членам сообщества образования «через всю жизнь», сочетая формальное и неформальное образование для всех возрастных групп. Важно отметить, что общинная школа открыта обычно в течение всего дня и призвана помогать молодым и взрослым людям в решении социальных проблем, сочетая функции как образовательного, так и культурно-воспитательного центра [7]. Общинные школы как образец социального партнерства также распространены в США, реализуя демократические функции. Таким образом социальное партнерство школы и социума проявляется в совместном удовлетворении образовательных потребностей всех членов сообщества, независимо от возраста, а также в решении актуальных культурных, социальных, политических проблем, где учащиеся старших классов выступают равноправными партнерами.

Совершенно иной опыт социального партнерства школы и производства (промышленного и сельскохозяйственного) наблюдался в нашей стране. В России с первых лет советской власти начала распространяться новая для того времени форма социального партнерства, связанная с деятельностью школ-коммун, преследовавших и определенные политические цели. Согласно Педагогическому словарю, школы-коммуны — учебно-воспитательные учреждения интернатного типа, появившиеся в РСФСР в 1918 г. в соответствии с «Положением о единой трудовой школе РСФСР», входившие в систему опытно-показательных учреждений (ОПУ) Наркомпросов республик, разрабатывавшие на практике советскую педагогику и идею трудовой школы [6].

Согласно ст. 12 Декрета «Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» (1918), «основой школьной жизни должен служить производительный труд, не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только, как метод преподавания, но, именно как производительный общественно-необходимый труд», органически связанный с обучением, с окружающей жизнью, позволяющий знакомить детей с разнообразными формами производства [2]. В 1923 году в РСФСР насчитывалось 178 школ-коммун.

Как отмечают Н. А. Леонова и Н. Б. Ромаева, на Ставрополье также велась активная работа по реорганизации всей системы народного образования: к октябрю 1923 г. по отчетам Ставропольского губоно имелся один детский городок, один детский приемник, 8 детдомов, 2 школы-коммуны (в с. Виноделенском Благодаринского уезда и в с. Барсуки Ставропольского уезда), имевшие в своем распоряжении земельные участки [3, с. 189-202].

Наряду с решением вопросов организации самоуправления, клубной, краеведческой и пионерской работы, применения лабораторно-исследовательских методов, учетной работы, важное место занимала работа с местным населением.

Целью производственного сельскохозяйственного труда в школах-коммунах на Ставрополье (школе-коммуне Третьего интернационала в Барсуках и Виноделенской школе-коммуне) было не только ознакомить учащихся с высокой сельскохозяйственной культурой, но и, что важнее, служить образцом для окружающего населения, быть «рассадником культурной постановки труда».

Однако, как показал анализ архивных документов, захватив довольно значительный участок для обработки, школы-коммуны с большим трудом справлялись с меньшей его частью, остальная земля оставалась неиспользованной. В качестве основной причины неиспользования земельного участка указывался недостаток рабочей силы, так как на хозяйственные расходы было выделено 394,2 рубля, которые были израсходованы на отопление, освещение, ремонт инвентаря и др., и на оплату наемных работников средств не оставалось. В полевых работах принимали участие 5 технических служащих, что было явно недостаточно для обработки такого количества земли, также иногда привлекались наемные работники, но вся тяжесть работы ложилась на воспитанников школы-коммуны [1]. До глубокой осени проводились сельскохозяйственные работы, вызвавшие в итоге негативное отношение к ним со стороны воспитанников. Для технических служащих, задействованных на уборке урожая, были введены сверхурочные работы, но и это мало помогло — школа не справлялась с работой. При таком ведении сельского хозяйства школа не только не служила проводником культурного воздействия на окружающее население, но, напротив, отталкивала население от школы, вызывая насмешки. Таким образом, в силу непродуманности, слишком большого объема работы, не соответствующего детскому возрасту, идея социального партнерства в школах-коммунах была реализована на слабом уровне.

В целом, социальное партнерство школ советского периода, особенно сельских, было во многом обусловлено необходимостью реализации идеи производительного труда школьников. Весьма интересен опыт организации на Ставрополье с 1954-1955 учебного года ученических бригад, родиной которых считается станица Григорополисская. Тесное сотрудничество колхоза и школы позволяло решать задачи и образовательные и хозяйственные.

На примере станицы Новопавловской Ставропольского края попробуем охарактеризовать основные формы социального партнерства школы и колхоза. Новопавловск — районный центр, который можно считать типичным агрогородом, где в 60-е — 70-е гг. ХХ столетия было больше 2-х десятков предприятий (промышленных, транспортных, строительных), 2 школы, учреждение культуры, школа искусств. Колхоз в

Новопавловской представлял собой сложную структуру, в которую входили 5 земледельческих участков, овощеводческая бригада, 4 молочно-товарных и селекционно-племенная фермы [5]. Особое внимание уделялось учреждениям, занимавшимся обучением и воспитанием как детей, так и взрослых: детскому комбинату «Солнышко», учебному комбинату, ученическим производственным бригадам, колхозному клубу. Статус ученических бригад был достаточно высоким — они были и школьными трудовыми объединениями, с одной стороны, и — учебно-производственными подразделениями колхоза, с другой стороны.

Но социальное партнерство начиналось гораздо раньше — с дошкольного возраста, когда воспитатели начинали формировать у малышей представление о сельскохозяйственном труде и желание помогать взрослым. Для этого в детском комбинате было создано овощное поле, разбитое на делянки, где малыши выращивали овощи — салат, редис, огурцы, лук. Дошкольники из подготовительной группы уже выращивали озимые культуры: овес, пшеницу, рожь, ячмень на опытных участках. Дети принимали участие в обработке земли, посеве семян, вели фенологические наблюдения, убирали урожай. Педагоги проводили экскурсии на хлебные нивы, в цветники и сады.

В школе эта работа продолжалась уже в деятельности производственной ученической бригады, которая имела в собственности участок земли в 123 га, из которых 43 га было занято садом и 50 га — пашней; а также 4 комбайна, 4 трактора, различные сельскохозяйственные орудия, здания. Важным было то, что улучшение материальной базы бригад было нацелено на создание условий для опытнической работы учащихся (выведение и испытание новых сортов сельскохозяйственных культур), а также занятий спортом, рационального проведения досуга. При этом ученическая бригада была оформлена в качестве самостоятельного хозрасчетного подразделения колхоза, что способствовало экономическому воспитанию подрастающего поколения: познанию новых технологий сельского хозяйства, умению вести экономические расчеты, организовывать работу ученической бригады.

Следует отметить, что ученические производственные бригады как на Ставрополье, так и в стране в целом, стали не только эффективной формой трудового воспитания сельских школьников, организации производительного труда, но и взаимовыгодной формой социального партнерства на долгие годы: в 2018 году в станице Григорополисской прошел 50-й краевой слет ученических производственных бригад.

Выводы. Таким образом, даже краткий исторический экскурс позволяет сделать вывод о том, социальное партнерство имеет традиции как в практике зарубежного образования (например, в организации общинных школ в Западной Европе и США), так и отечественного (в частности, в организации производительного труда школьников). Оторванность школьного образования от реальной жизни может быть преодолена во многом за счет многообразных и эффективных форм взаимодействия с социумом, общественными и государственными структурами: привлечение школьников к решению культурных и социальных проблем социума, вовлечение в реальное производство, соответствующее возрастным особенностям и образовательным потребностям обучающихся. В данном контексте крайне важно учитывать этот факт и в подготовке будущих педагогов, у которых с учетом опыта прошлых лет, должна быть сформирована компетенция взаимодействия с родителями и социальными партнерами как компонент их профессиональной компетентности.

1. ГАУ ГАСК ф. р-164 оп.1 д.485 Отдел народного образования исполнительного комитета Ставропольского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. (1920-1923 гг.), Л. 18.

2. Декрет ВЦИК от 16.10.1918 «Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» [Электронный ресурс] http: www. consultant. ru

3. Леонова Н. А., Ромаева Н. Б. Школа-коммуна имени Н. К. Крупской на Ставрополье: историко-педагогический дискурс // История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — 328 с. (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып. 120).

4. Мащенко О. Н. Социальное партнерство как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 1. — С. 47-50.

5. Новикова Л. И. Воспитательная система П. Г. Година: подготовка молодежи к труду // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М., 1998. — С. 163-178.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М.Бим-Бад. — М., 2002. — С. 320.

7. Ромаева Н. Б., Карташева Е. В. Развитие социального гуманизма как направления гуманистической педагогики Западной Европы в XIX-XX вв. — М: АСОУ; Ставрополь: СГПИ, 2010. — 132 с. (Серия: Историко-педагогическое знание).

8. Decker L. E. Community education: Building learning communities. — Alexandria, VA: National Community Education Association, 1992. — 23 pp.

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и управления учебными заведениями Шушара Татьяна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГАРМОНИЧНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования основ гармоничного мировосприятия детей дошкольного возраста в процессе их социализации, определены условия всестороннего развития личности ребенка, выявлены пути формирования основ гармоничного мировосприятия.

Ключевые слова: дошкольный возраст, мировосприятие, социализация детей дошкольного возраста, гармоничное развитие.

Annotation. The article deals with the features of the formation of the foundations of a harmonious worldview of preschool children in the process of their socialization, the conditions for the comprehensive development of the child’s personality, the ways of forming the foundations of a harmonious worldview.

Keyword: preschool age, worldview, socialization of preschool children, harmonious development.

Введение. Процесс формирования основ гармоничного мировосприятия предполагает создание учебно-познавательной среды, в которой бы ребенок, независимо от характера, способностей, внешней привлекательности, материального достатка и социального статуса родителей, имела бы право не просто на жизнь, а на счастливую жизнь, реализацию мечт и фантазий, самосовершенствования [7].

Характерная особенность формирования основ гармоничного мировосприятия, которое обеспечивается созданием познавательно-активной среды — это то, что оно является антитезой воспитания страхом. Это убедительно доказали в своих исследованиях выдающиеся ученые П. Каптерев и Я. Чепига. Они отмечали, что ни одно чувство не вредит физическому и моральному развитии, как чувство страха [5].

Исследования прошлых лет не потеряли и не теряют своей актуальности, поскольку, как утверждают результаты исследований современных ученых, самым сложным в процессе реформирования образования оказалась проблема преодоления рецидивов воспитания принуждением и страхом, создания гуманных взаимоотношений между воспитанниками и воспитателем.

Изложение основного материала статьи. Гуманизация образования, по мнению С. Гончаренко призвана создать соответствующие условия для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии. Главная суть гуманизации образования — его ориентация на формирование убеждений личности (научная картина мира, мировоззрение, национальный менталитет) и способности к их реализации [4].

Таким образом, перед нами стоит задача обеспечения условий всестороннего развития личности ребенка путем создания устойчивого комфортного самочувствия, позитивного, мажорного восприятия мира в результате формирования у детей дошкольного возраста системы социально значимых знаний, умений и навыков, системы ценностей, социальных норм как основы социального становления личности.

Для того, чтобы правильно спланировать процесс подготовки будущих воспитателей, более глубоко понять сущность социализации и взаимосвязь между мировоззрением и социализацией нужно рассмотреть, каким образом формируется мировоззрение личности, что влияет на его формирование.

Анализ литературы показал, что большинство психологов, педагогов, философов считают, что становление личности начинается с эмоционального развития, а формирование элементов мировоззрения происходит от рождения до 18 лет [18]. Также бытует мнение, что формирование мировоззрения, а с ним и социализация личности происходит с момента поступления ребенка в школу, когда ведущим видом деятельности становится обучение, то есть у ребенка уже есть возможность получать научные знания, без которых мировоззрение невозможно [19].

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал, что на каждом возрастном этапе, начиная с самого младшего, ребенок должен иметь свое целостное мировоззрение, доступное его возрасту. Так, исследование отечественного психолога Л. В. Бондаренко показали, что личность и ее мировоззрение проходят определенные этапы развития. В более раннем возрасте — это дошкольное детство (0-7 лет) — начинает формироваться мировоззрение, мироощущение личности. В дошкольный и начальный школьный периоды доминирует эмоциональное, интуитивное восприятие мира. В подростковом возрасте на основе дальнейшего развития процесса социализации доминирует процесс миропонимания [3].

Опыт дошкольного воспитания и начального обучения свидетельствует, что в этот период у детей на основе представлений и элементарных понятий возникают определенные доступные их возрастные взгляды и убеждения.

Придать этой работе целенаправленный, систематический характер — задача дошкольного воспитания. Действительно, что в подростковом и старшем школьном возрасте процесс формирования мировоззрения усложняется, наполняется более сложным качественным содержанием. При этом педагог опирается на исходные данные — на восприятие , ощущения, представления [19].

Общим для всех исследований, посвященных формированию элементов мировоззрения, является положение, что мировоззрение формируется под влиянием социальной среды, воспитания и образования.

Формирование элементов мировоззрения — сложный процесс, который включает в себя усвоение личностью социального опыта окружающей социальной среды, понимание обыденного сознания, функционирующего в данной среде, усвоение и принятие элементов мировоззрения.

Элементы мировоззрения формируется под влиянием социальных условий, воспитания и образования. Их формирование начинается в детстве (с начала процесса социализации ребенка, приобщения его к жизни общества) и продолжается, совершенствуется почти всю жизнь [15].

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий