Увольнение во время служебной проверки

Об увольнении сотрудника из органов внутренних дел по собственной инициативе, в отношении которого проводится служебная проверка

На практике имеют место случаи, когда по результатам проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел по факту совершения им противоправных действий содержится вывод о решении вопроса о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел по результатам расследования уголовного дела и вынесения приговора судом.

Указанные сотрудники, после предъявления им обвинения и до рассмотрения уголовного дела судом, как правило подают рапорта об увольнении из органов внутренних дел по инициативе сотрудника либо по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Вместе с тем согласно поступающих указаний ДГСК МВД России в территориальные органы МВД России на региональном уровне в качестве негативных приводятся примеры об увольнении сотрудников, в отношении которых вынесены постановления о возбуждении уголовных дел, по положительным основания (в том числе с правом на пенсию), указывается на необходимость исключения фактов переноса решения о наличии (отсутствии) в действиях сотрудника нарушения служебной дисциплины до принятия решения по административному либо уголовному судопроизводству, что затруднительно к выполнению на практике при неочевидности имевшего места события.

Исполняя требования данных документов сотрудникам отказывается в удовлетворении рапортов об увольнении из органов внутренних дел по их инициативе, что порождает в дальнейшем вынесение мотивированных представлений органами прокуратуры, в которых указывается на несоответствие действий территориальных органов МВД России на региональном уровне требованиям статьи 37 Конституции Российской Федерации, запрещающей принудительный труд и лишение возможности сотрудника свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии, а также обращение в судебные органы об изменении формулировки увольнения бывших сотрудников, которым отказано в увольнении по их инициативе до вынесения приговора судом

УМВД России по Тульской области

1. В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Закона о службе, а также по заявлению сотрудника.

В случае проведения служебной проверки необходимо учитывать предписания, содержащиеся в части 4 статьи 52 Закона о службе, согласно которым служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Аналогичная норма содержится в пункте 17 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161.

В Законе о службе детализированы положения института служебной проверки, направленные на укрепление механизма соблюдения принципов единоначалия и субординации. Так, частью 8 статьи 51 Закона о службе установлено, что до наложения дисциплинарного взыскания (в том числе в виде увольнения) от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка.

Таким образом, институт служебной проверки является факультативным и может использоваться тогда, когда руководителю необходимы дополнительные сведения для принятия решения о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

В иных случаях служебная проверка может не проводиться, а решение о наложении взыскания реализуется прямым волеизъявлением начальника (руководителя).

Закон о службе не содержит запрета на увольнение (в том числе по отрицательным основаниям) сотрудника, в отношении которого не завершено проведение служебной проверки.

2. Частью 1 статьи 84 Закона о службе определено, что сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

Частью 12 статьи 89 Закона о службе установлено общее правило, действующее при увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел независимо от субъекта инициативы увольнения, а именно, увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается (данное предписание позволяет исключить возможность увольнения по положительным основаниям сотрудников, совершивших правонарушения, несовместимые со службой в органах внутренних дел).

Таким образом, Закон о службе позволяет принять решение об увольнении сотрудника «по отрицательным основаниям» даже при наличии рапорта сотрудника об увольнении его со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника.

Например, пунктом 9 части 3 статьи 82 Закона о службе предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Совершение сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, является самостоятельным основанием увольнения и осуществляется не в порядке дисциплинарного воздействия. Данный вывод подтверждается судебной практикой (например, апелляционные определения Красноярского краевого суда от 12 июля 2017 г. по делу N 33-9187/2017, Ставропольского краевого суда от 23 мая 2017 г. по делу N 33-3691/2017).

При этом такое увольнение возможно только при наличии фактов, подтверждающих основание для его увольнения.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 278-О, возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего установленным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Закона о службе не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку подразумевает, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т. е. за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки.

Ответ подготовлен СПУ ДПД МВД России.

Об увольнении сотрудника из органов внутренних дел по собственной инициативе, в отношении которого проводится служебная проверка

1. В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Закона о службе, а также по заявлению сотрудника.

В случае проведения служебной проверки необходимо учитывать предписания, содержащиеся в части 4 статьи 52 Закона о службе, согласно которым служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Аналогичная норма содержится в пункте 17 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161.

В Законе о службе детализированы положения института служебной проверки, направленные на укрепление механизма соблюдения принципов единоначалия и субординации. Так, частью 8 статьи 51 Закона о службе установлено, что до наложения дисциплинарного взыскания (в том числе в виде увольнения) от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка.

Таким образом, институт служебной проверки является факультативным и может использоваться тогда, когда руководителю необходимы дополнительные сведения для принятия решения о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

В иных случаях служебная проверка может не проводиться, а решение о наложении взыскания реализуется прямым волеизъявлением начальника (руководителя).

Закон о службе не содержит запрета на увольнение (в том числе по отрицательным основаниям) сотрудника, в отношении которого не завершено проведение служебной проверки.

2. Частью 1 статьи 84 Закона о службе определено, что сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

Частью 12 статьи 89 Закона о службе установлено общее правило, действующее при увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел независимо от субъекта инициативы увольнения, а именно, увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается (данное предписание позволяет исключить возможность увольнения по положительным основаниям сотрудников, совершивших правонарушения, несовместимые со службой в органах внутренних дел).

Таким образом, Закон о службе позволяет принять решение об увольнении сотрудника «по отрицательным основаниям» даже при наличии рапорта сотрудника об увольнении его со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника.

Например, пунктом 9 части 3 статьи 82 Закона о службе предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Совершение сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, является самостоятельным основанием увольнения и осуществляется не в порядке дисциплинарного воздействия. Данный вывод подтверждается судебной практикой (например, апелляционные определения Красноярского краевого суда от 12 июля 2017 г. по делу N 33-9187/2017, Ставропольского краевого суда от 23 мая 2017 г. по делу N 33-3691/2017).

При этом такое увольнение возможно только при наличии фактов, подтверждающих основание для его увольнения.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 278-О, возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего установленным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Закона о службе не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку подразумевает, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т. е. за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки.

Ответ подготовлен СПУ ДПД МВД России

Может ли госчиновник уволиться с работы во время проверки

Может ли госчиновник уволиться во время проверки

Работа государственных служащих имеет множество особенностей. Одной из них является наличие частых служебных проверок, направленных на выявление нарушений. Во время инспекции некоторые сотрудники изъявляют желание написать заявление об увольнении. О том, может ли госчиновник уволиться во время проверки, нередко задумываются люди, находящиеся на государственной службе.

Государственная структура

К категории госструктур в нашей стране относятся бюджетные организации, находящиеся на полном государственном обеспечении. Государство регулирует следующие аспекты деятельности этих учреждений:

  • оборот денежных средств;
  • модернизацию;
  • назначение руководящего состава;
  • эффективность и качество выполняемых функций.

Основной задачей любой госорганизации считается строгая реализация задач, поставленных государством, и соблюдение его интересов. К госструктурам относятся следующие компании и предприятия:

  • военные;
  • правоохранительные;
  • образовательные;
  • научно-исследовательские;
  • объекты здравоохранения.

В обязанности структурных объектов этого типа входит качественное выполнение жизненно важных задач в обществе. Эти обязанности реализуются путём наделения каждой структуры определёнными функциями, исполнение которых полностью финансируется из госбюджета.

Увольнение сотрудника

Сотрудники для работы в государственных структурах отбираются по строго установленной схеме. Кандидаты должны в отведённый период подать перечень требуемых документов и пройти конкурсный отбор. В ходе последнего специальная комиссия экзаменует потенциальных служащих, затем делает выводы об их приёме в соответствующую организацию либо об отказе. Выводы комиссии основываются на результатах экзамена и на степени соответствия кандидатов установленным квалификационным требованиям.

Достоинства и недостатки госслужбы

Человек, желающий стать госслужащим, должен быть гражданином России, иметь диплом о высшем образовании и определённый стаж работы, не привлекаться к административной и уголовной ответственности. При соблюдении всех этих условий кандидат становится сотрудником той или иной государственной структуры и получает следующие преимущества:

  1. Стабильное место работы. Вне зависимости от экономических кризисов, смены власти и других факторов организации, находящиеся в ведомстве государства, будут существовать всегда.
  2. Официальную заработную плату. Только при такой форме оплаты труда производятся гарантированные отчисления в пенсионный фонд. Это очень важно при начислении пенсии в будущем.
  3. Льготы. Госслужащие получают льготы при уплате налогов, медицинском страховании, социальном обслуживании, оплате услуг ЖКХ, поездках в транспорте и т. д.
  4. Соблюдение трудового законодательства. Оформление больничного листа, гарантированное количество выходных и отпускных дней и другие составляющие соцпакета предоставляются без проблем.
  5. Увеличивающийся отпуск. В начале работы на государственной должности сотрудник будет получать стандартный отпуск, предусмотренный ТК РФ либо трудовым договором. Но по мере увеличения трудового стажа его размер будет расти.

Помимо всех перечисленных плюсов к госслужбе людей привлекает денежный вопрос. Известно, что сотрудники госструктур получают высокую зарплату. Однако касается это не всех, а лишь работников, занимающих руководящие посты. Рядовые сотрудники, к сожалению, не имеют высоких доходов. Чтобы стать руководителем, служащему потребуется проработать немалое время и получить соответствующие рекомендации от начальства.

Госструктуры нельзя назвать местом работы с высоким уровнем мотивации, поэтому молодые люди не очень охотно выбирают для себя эту область деятельности. Больше их привлекает коммерческая сфера, где мощным мотиватором выступает финансовая прибыль.

Структуры, находящиеся в полном подчинении государства, относятся к разряду закрытых, информация о наличии свободных рабочих мест и о потребности в тех или иных специалистах не находится в открытом доступе. Это значительно усложняет возможность и процедуру трудоустройства.

Служебная проверка

Отличием государственных организаций от всех других является частое проведение служебных проверок — специальных расследований, направленных на обнаружение вины работника и выяснение обстоятельств произошедшего. Понятие служебной проверки в госструктурах закреплено в федеральном законе № 79 от 26.06.2017 . Причиной для неё может являться:

  1. Допущенный работником проступок, содержащий признаки, указанные в Трудовом кодексе РФ. Необходимость проверки также определяется тем, какую тяжесть будут иметь последствия совершённого проступка.
  2. Привлечение к материальной ответственности. Основанием служат статьи ТК, результаты инвентаризации, выводы проверяющей комиссии.
  3. Действие, в результате которого может наступить увольнение. Список таких действий оговаривает 81 статья Трудового кодекса.
  4. Неверное оформление трудового договора. Наличие ошибок в процессе его составления и подписания может спровоцировать проверку, по окончании которой может быть применено наказание, предусмотренное законом.

Иногда служебное расследование инициируется не из-за нарушения трудового законодательства, а по причине ненадлежащего исполнения требований, перечисленных в нормативных документах государственной структуры. Независимо от причины при проведении проверки должен быть:

  1. Установлен факт совершения действия, послужившего основанием для дисциплинарного взыскания.
  2. Найден совершивший нарушение сотрудник.
  3. Выявлены обстоятельства и срок произошедшего, проведён анализ последствий.
  4. Определена величина ущерба.
  5. Изучен мотив, побудивший к нарушению, а также дополнительные обстоятельства.

Решение о начале служебного расследования принимается в течение трёх дней с того момента, как уполномоченные органы получили информацию о факте проступка госслужащего. На проверку отводится не более 20 дней.

Права сотрудников

За что могут уволить госчиновника

В расследовании принимает участие специально созданная комиссия, которая состоит из работников кадрового отдела, представителей подразделения безопасности и финансового отдела. Ответственность за ход проверки возлагается на председателя комиссии.

Когда проверяющими лицами будет установлен работник структуры, предположительно виновный в нарушении, он имеет право письменно объяснить свою точку зрения относительно проступка, потребовать приобщения этого объяснения к материалам расследования. Предварительно он может ознакомиться с собранной информацией. Если обвиняемый в проступке сомневается в компетенции кого-либо из проверяющих, он может подать заявление о его исключении из состава комиссии с обоснованием причин.

В период поиска виновного любому сотруднику государственной организации можно уволиться. Во время служебной проверки работодатель или проверяющие лица не могут препятствовать работнику в этом желании. Отказ от увольнения по собственному желанию квалифицируется как нарушение конституционного принципа свободы труда и наказывается в соответствии с Административным кодексом.

Закон лишь разрешает отстранение от обязанностей лица, предположительно совершившего проступок. Решение об отстранении должно быть подкреплено судом. Об этом сообщается в 29 статье Уголовно-процессуального кодекса. Если вина не будет обоснована, сотрудник имеет право на возмещение денежных средств, не полученных по причине незаконного отстранения.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий