Жалоба учителя на действия родителей

Содержание

Куда и как пожаловаться на учителя школы?

Родителям довольно сложно следить за тем, что происходит с ребенком в школе, ведь лично присутствовать на занятиях они не могут, а дети не всегда делятся происходящим. Однако если поведение ребенка вдруг резко меняется, он жалуется на учителя или приносит оценки, явно не соответствующие его знаниям, для многих родителей это становится поводом забить тревогу и подать жалобу на учителя. Куда можно подать жалобу на учителя и всегда ли данный шаг оправдан – будем разбираться в нашей статье.

Автор, юрист Актуальность Просмотров

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Бесплатная консультация юриста
  • С какими нарушениями со стороны педагогов можно столкнуться?
    • Унижение достоинства, ущемление прав
    • Несоответствие преподавания школьной программе
    • Вымогательство денежных средств
    • Директор школы
    • Отдел образования
    • Региональный департамент образования
    • Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор
    • Прокуратура
    • Суд
    • Содержание и образец жалобы
    • Как подать жалобу?

    С какими нарушениями со стороны педагогов можно столкнуться?

    Работать учителем нелегко: педагог должен соблюдать баланс, с одной стороны, контролируя детей и оказывая на них положительное влияние, а с другой стороны — не выходить за рамки педагогической этики и школьной программы. Конечно, такая работа не для каждого, и далеко не все школьные работники – педагоги по призванию. Поэтому со стороны преподавателей часто происходят нарушения, страдают из-за которых прежде всего дети.

    Важно! Проблемы, описанные в данной статье, актуальны не только в школах, но и в других образовательных учреждениях, где учатся несовершеннолетние. Так, по аналогии родитель может подать жалобу на преподавателя университета, если нарушены права несовершеннолетнего студента.

    Унижение достоинства, ущемление прав

    В статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны права обучающегося на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья а также свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

    К сожалению, данные положения часто нарушаются педагогами. Это проявляется в давлении на ученика, изощренных формах наказаний за плохое поведение, оскорблениях и т. д. Частными случаями нарушения прав учащихся могут быть:

    • неадекватная оценка знаний ребенка . Если ребенок жалуется на несправедливые отметки конкретного педагога, это легко проконтролировать: можно некоторое время отслеживать качество домашних работ ребенка, а также насколько заслуженно их оценивает преподаватель. Если Вам кажется, что оценки несправедливо занижаются, можно написать докладную на учителя на имя директора;
    • несоответствие уровня физической или умственной нагрузки состоянию ребенка. Часто учителя не делают различий между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями, особенно часто это происходит на уроках физкультуры. Такое отношение создает угрозу для жизни и здоровья ребенка и должно быть пресечено;
    • психологическое давление на ученика . Бывает, что учитель, руководствуясь субъективным отношением к ученикам, начинает оказывать психологическое давление на конкретного ребенка, унижая и оскорбляя его, что является нарушением педагогической этики. Давление может оказываться и на всех детей сразу, если учитель разговаривает на повышенных тонах, выражается грубо и с применением ненормативной лексики, угрожает детям;
    • применение физического насилия в любом виде со стороны педагога недопустимо и должно быть незамедлительно пресечено;
    • оцениваются не знания ребенка, а его взгляды и убеждения. Педагог не должен снижать оценки за работу только потому, что его точка зрения расходится с мнением ученика. Иногда провести грань между школьной программой и собственными убеждениями довольно сложно, особенно если речь идет о гуманитарных предметах. Но если ученик высказывает свою точку зрения на основе полученных знаний, это должно только поощряться.

    Несоответствие преподавания школьной программе

    Учебные планы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), утвержденными Минобрнауки РФ. Учитель обязан осуществлять обучение в строгом соответствии с учебным планом. Отставание от программы, внесение собственных несогласованных корректировок будет являться нарушением со стороны учителя.

    Если же утвержденный образовательным учреждением учебный план не соответствует ФГОС, то вопрос о качестве образования должен ставиться не перед учителем, а перед всей школой. Также важно понимать, что содержание учебников и образовательная программа сами по себе могут не устраивать родителей по своему качеству. Однако вины учителя здесь нет, правду придется искать через Министерство просвещения РФ, ответственное за разработку и принятие общеобразовательных стандартов.

    Вымогательство денежных средств

    Проблему школьных поборов следует рассматривать не только в рамках правового поля, но и с точки зрения этики. Конституция действительно декларирует право на доступное и бесплатное образование для каждого, но очевидно, что абсолютно бесплатным оно быть не может. Являясь муниципальными учреждениями, школы часто страдают от недостатка финансирования и отсутствия денежных средств на самые необходимые нужды. В этом случае учителя периодически просят родителей поучаствовать в жизни школы и помочь ей материально. И, тем более, со стороны государства не финансируются походы детей на экскурсии и другие культурные мероприятия, подарки на праздники и т. д. Хотя такие сборы и производятся, учитель не вправе настаивать на их уплате и тем более давить с этой целью на детей. Очевидными же нарушениями являются присвоение собранных с родителей средств, вымогательство взяток за оценки и т. д.

    Куда жаловаться на учителя?

    Если у родителей появилось основание полагать, что учитель каким-либо образом нарушает права ребенка, в большинстве случаев сразу писать в контрольные органы не стоит. Во-первых, жалоба на преподавателя должна быть обоснованной, что предполагает сбор доказательств проступка учителя. Во-вторых, проблема взаимоотношений учителя с учениками многогранна. С одной стороны, дети являются психологически и физически более слабой стороной, нуждающейся в защите. При этом, из-за нежелания учиться или с целью скрыть свои оценки, они могут оклеветать учителя в глазах родителей. С другой стороны, учитель тоже является человеком со своими проблемами и чувствами. Конечно это не оправдывает выплескивание своих эмоций на детей, но жалоба на какой-то единичный проступок учителя может навсегда испортить ему карьеру. Однако, вне всякого сомнения, учитель способен оказывать сильнейшее психологическое воздействие на своих учеников и имеет прямое влияние на качество полученных ими знаний. Кроме того, необоснованной жалобой родителей на учителя можно добиться негативного отношения работников школы к своему ребенку.

    Поэтому решение о подаче жалобы на учителя должно приниматься взвешенно, а предварительно следует разобраться в ситуации. Так, если ребенок жалуется на притеснения со стороны педагога, у него изменилось поведение, не лишним будет сводить его к психологу, который выявит причину такого поведения, а заключение психолога может стать доказательством вины преподавателя. Кроме того, следует поговорить и с самим педагогом о том, что происходит: возможно, дело вовсе не в нем, а, например, в поведении других детей. Но в случае, когда был нанесен вред здоровью ребенка или ребенок самостоятельно заснял на камеру неправомерные действия преподавателя, с жалобой, конечно, тянуть не стоит.

    Иногда для разрешения конфликта между учеником и учителем хватает простого личного разговора: обе стороны высказывают свои претензии, благодаря чему находится и устраняется причина конфликта.

    Если все же факт нарушения с стороны учителя подтвердился, а решить конфликт тет-а-тет не удалось, придется подключать к решению проблемы вышестоящие структуры.

    Директор школы

    Первой инстанцией, в которую можно обратиться, является непосредственный начальник педагога: директор школы. Поскольку жалобы во внешние структуры могут навлечь на образовательное учреждение много проблем, связанных с внеплановыми проверками, а также с ухудшением имиджа школы, директор заинтересован решить конфликт между учителем и родителями учащихся в рамках школы. Кроме того, он обладает полномочиями по назначению дисциплинарных взысканий по отношению к провинившимся преподавателям, начиная от выговора и заканчивая увольнением. Поэтому высока вероятность, что проблема будет улажена уже на данной стадии.

    Отдел образования

    Отдел (департамент) образования (старое название – РОНО) – муниципальный орган власти, непосредственно координирующий работу общеобразовательных учреждений. Он уполномочен рассматривать жалобы граждан как на педагогов, так и на школы в целом. По обстоятельствам, изложенным в жалобе на учителя в РОНО, будет проведена проверка, а педагог, в случае выявления его вины – привлечен к дисциплинарной ответственности.

    Отдел образования обычно располагается в администрации соответствующего муниципального образования.

    Региональный департамент образования

    Следующей ступенью для обжалования действий преподавателя является региональный департамент (министерство) образования. Именно на региональном уровне происходит лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, поэтому в случае серьезных проблем со своими педагогами школа рискует потерять право осуществлять образовательную деятельность, что равносильно ее закрытию.

    Контакты департамента образования, как правило, есть на сайте правительства региона.

    Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор

    Данные госорганы осуществляют контроль образовательной деятельности уже на федеральном уровне. Обращаться туда с жалобой на конкретного педагога в подавляющем большинстве случаев нецелесообразно: они рассматривают более глобальные вопросы, связанные с качеством образования, финансированием школ, порядком поступления в общеобразовательные учреждения и т. д.

    О том, как пожаловаться на учителя в данные органы, у нас есть отдельная статья.

    Прокуратура

    При серьезных правонарушениях со стороны педагога и тем более в случае совершения им преступления следует незамедлительно обращаться в прокуратуру. Прокурор проведет проверку по фактам, изложенным в жалобе, и может привлечь преподавателя к административной или уголовной ответственности. В качестве наказания с учителя могут взыскать штраф, отправить на принудительные работы, лишить права заниматься образовательной деятельностью и даже лишить свободы.

    О том, как можно обратиться в прокуратуру, можно почитать в другой нашей статье.

    Суд

    В исключительных случаях, когда действиями учителя ребенку был нанесен моральный или физический вред, можно взыскать компенсацию через суд. Однако материальную ответственность перед родителями будет нести не педагог, а школа. Но это не значит, что учитель в данном случае вообще не понесет материальной ответственности: заплатив родителям компенсацию, школа вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного преподавателя. Родители же подают в суд именно на образовательное учреждение.

    Как и куда пожаловаться на школу, директора или учителей? Пошаговая инструкция

    Как и куда пожаловаться на метрополитен Москвы? Способы обращения

    Как и куда пожаловаться на магазин? Пошаговая инструкция

    Как написать жалобу?

    Все обращения следует подавать в письменном виде, даже жалобу на учителя директору школы. Письменную жалобу не получится проигнорировать или сделать вид, что жалобы не поступало. Кроме того, чем официальнее обращение, тем более серьезно к нему отнесутся. Перед тем, как написать заявление на учителя, рекомендуем ознакомиться со следующими правилами:

    1. Часто неадекватное поведение учителя касается не одного конкретного ученика, а сразу нескольких ребят или всего класса. Этим можно воспользоваться и составить коллективное обращение, договорившись с другими родителями. Чем больше человек подпишет заявление, тем весомее оно для госорганов.
    2. Жалоба должна быть обоснованной. Обоснованием может быть заключение врача о состоянии ребенка, несправедливо оцененные школьные работы, видео, снятое учениками на уроке и т. д.
    3. Жалобу на действия учителя уполномочены подавать только родители или законные представители ребенка. Другие лица, в том числе родственники, не могут представлять интересы ребенка.
    4. Суть жалобы должна быть изложена кратко и понятно, в идеале лучше уместить все свое обращение на лист А4. В большое обращение могут не вчитаться и счесть его необоснованным. Также текст лучше напечатать, поскольку жалобу, написанную от руки, могут не рассмотреть по причине ее трудного прочтения.
    5. Обращение составляется сухим деловым языком, излагаются только факты без эмоций заявителя. Тем более не стоит включать в жалобу угрозы и оскорбления: госорганы вправе оставить такую жалобу без рассмотрения.
    6. Заявителю нужно указать свои данные. Госорганы не рассматривают анонимные жалобы, поскольку на них невозможно дать ответ. В случае же жалобы директору школы автора жалобы на конкретного учителя все равно легко вычислят, а меры принимать не будут.
    7. В жалобе, особенно на имя директора, лучше указать, что в случае непринятия мер по жалобе заявитель планирует обратиться в соответствующие госорганы.

    Учитывая данные правила, а также нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалоба составляется в следующем порядке:

    1. Шапка документа составляется в правом верхнем углу листа. Указывается наименование органа власти, в адрес которого направляется жалоба, а также ФИО и адрес заявителя. По возможности лучше указать ФИО конкретного должностного лица, например, директора школы.
    2. Наименование документа. В данном случае составляется жалоба. Можно конкретизировать и назвать документ, например, «Жалоба на унижение достоинства ребенка».
    3. Суть обращения . Должны быть описаны конкретные обстоятельства, а именно: ФИО учителя, в чем состоял его проступок и когда это случилось, по отношению к какому ребенку, откуда об этом стало известно родителю, какие есть доказательства и т. д. Также не лишним буде сослаться на нормы закона, нарушенные учителем.
    4. В заключительной части должна быть сформулирована просьба к госоргану: привлечь учителя к дисциплинарной ответственности, провести проверку, отстранить учителя от работы и т. д.
    5. Составляется список документов-приложений.
    6. Дата и подпись.

    Образец жалобы на учителя

    Образец жалобы

    Как подать жалобу?

    Чтобы жалобу не потеряли, не проигнорировали и точно рассмотрели, нужно соблюсти некоторые правила и при ее подаче.

    1. Лично. Нужно прийти к директору учебного заведения или в орган власти с двумя экземплярами: один будет сдан в канцелярию, а на втором поставят отметку о получении и отдадут обратно заявителю. Данный экземпляр следует хранить у себя на случай, если нужно будет обращаться в вышестоящие органы власти или в суд.
    2. По почте. Жалобу лучше отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы иметь возможность отслеживать ее доставку и получить доказательство ее получения в виде вернувшегося уведомления.
    3. В электронном виде. Нужно внимательно ознакомиться с правилами оформления, которые обычно пишут перед заполнением формы обращения: максимальное количество знаков, допустимые типы файлов для приложений и т. д.
    Надоело читать? Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

    Сроки рассмотрения

    Порядок рассмотрения обращений директором школы и всеми органами власти происходит в соответствии с вышеупомянутым Законом об обращениях граждан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней с момента ее поступления и регистрации. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка по фактам, изложенным в жалобе, или необходимо запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель уведомляется дополнительно.

    Заключение эксперта

    1. Перед тем, как написать заявление на учителя за оскорбление или любой другой поступок, нужно убедиться в необходимости такой меры, а также собрать доказательства.
    2. Закон не запрещает жаловаться на учителя в любой компетентный орган, но начать лучше с директора школы, и лишь потом при необходимости обращаться в департаменты образования разных уровней.
    3. На правонарушения и преступления, совершенные учителем, пишется жалоба на учителя в прокуратуру.
    4. Помочь привлечь учителя к ответственности и получить компенсацию нанесенного вреда могут наши юристы.
    Снежана Погонцева Рекомендуем по теме

    Куда и как пожаловаться на магазин «Лента»

    Как и куда пожаловаться на банк ВТБ?

    Куда и как пожаловаться на врача? Образец жалобы в Минздрав

    Как и куда пожаловаться на МТС? Пошаговый порядок

    Как и куда пожаловаться в Мосгортранс на водителя автобуса? Пошаговая инструкция

    Куда и как пожаловаться на участкового полиции? Пошаговая инструкция

    Как учителю защититься от клеветы родителей?

    Оговор, распространение искаженных или неправдивых сведений, клевета на учителя со стороны родителей учеников в последнее время стали вполне обыденным явлением. Подобные действия, начиная от жалоб на несправедливость и жестокое отношение учителя к ребенку и заканчивая обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, типа получения взятки и сексуальных домогательств несовершеннолетних, направляемых в органы народного образования или размещаемых в интернете, наносят непоправимый удар по чести, достоинству, авторитету педагога и профессии учителя в целом.
    Поэтому необходима корпоративная система защиты учителей, включающая как правовые, так и психологические меры.

    31 августа 2018 Поделитесь в соц. сетях

    Что такое клевета и как с ней быть

    Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

    Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

    1. Первичный, вне правового поля

    • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
    • Требовать тщательное расследование инцидента.
    • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
    • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
    • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
    • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
    • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.

    Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты.

    2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

    Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

    • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
    • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
    • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

    В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

    Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

    Влияние оговора на психику

    • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
    • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
    • Формирует отрицательные эмоции.
    • Выводит из равновесия, лишает целостности.
    • Вызывает ступор в общении и действиях.
    • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
    • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
    • Уничтожает душевные силы.


    СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач. Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:

    • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
    • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
    • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
    • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
    • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

    Примеры тренингов

    Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения. Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

    Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

    Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

    Техника «Взгляд назад».

    1. Сядьте ровно.
    2. Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.
    3. Плотно закройте глаза.
    4. Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.
    5. Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.
    6. Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.
    7. Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.
    8. Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.
    9. Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.
    10. Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.
    11. Сбросьте все ощущения.

    Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

    «Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

    Урегулирование споров между родителями и педагогами

    9 октября в рамках 18 Всероссийского интернет-педсовета Сергей Максимов и Ольга Кочева, юристы проекта «Служба поддержки участников образовательного процесса», провели вебинар, на котором говорили о конфликтах между педагогами и родителями и способах их урегулирования. Самое важное — в нашем материале.

    Сегодняшняя тема нашей встречи — это тема очень злободневная для родителей и педагогов в особенности. Это урегулирование споров между родителями, педагогами и школой. Поскольку мы представляем интернет-ресурс «Служба поддержки участников образовательного процесса», у нас есть интернет-приемная, в которую поступает большое количество вопросов. И именно вопросы, связанные с конфликтами между родителями и педагогами, мы получаем чаще всего.

    Какие вопросы мы хотим сегодня рассмотреть?
    — Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей?
    — Как защитить свои права?
    — Какие права есть у родителей и что они имеют право требовать?
    — Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей?
    — Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?

    Проблемы оценивания

    Если смотреть по обращениям, которые поступают к нам в интернет-приемную, то один из частых поводов для конфликтов – это тема оценок. Родители часто жалуются, что ребенку выставляют заниженные оценки, и не понимают, какие права они имеют. А педагогам сложно объяснить родителям, в каких случаях их претензии не обоснованы.

    Законодательство защищает академические права и свободы педагогов от таких посягательств родителей на то, чтобы оценивать качество работы педагога, качество того, как он проводит оценку знаний учащихся.

    Часто возникают случаи, когда родители пытаются контролировать весь учебный процесс, его содержание, внимательно смотреть, как оцениваются знания его ребенка и считая, что оценка занижена, а затем они бегут разбираться и жаловаться.

    И здесь важно родителям объяснять, что закон об образовании гарантируют права педагогов на свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность, закрепляет его права. И это основная обязанность учителя — выставлять оценки, оценивать знания учащихся.

    И поэтому у родителей нет прав и полномочий на оценку работы учителя.

    Но при этом нужно иметь в виду, что бывают такие ситуация, когда такие претензии действительно обоснованы, и родитель может пожаловаться и потребовать пересмотр оценки.

    Эта ситуация связана с тем, что учителя иногда ставят оценки за поведение, без проведения оценки знания учащегося. Забыл дневник или пропустил занятие, плохо себя ведет – «двойка». В таких случаях родитель может обратиться в администрацию школы с тем, чтобы пересмотреть оценки.

    Как выстроить свои отношения с родителем, когда он пытается обжаловать оценку?

    Во-первых, — родителю нужно сказать, что оценки выставляются по усмотрению учителей, во-вторых можно переадресовать его жалобы к администрации школы, если эти жалобы связаны с вопросами пересмотра. Не во всех случаях педагог должен спорить лично с родителем. Здесь он может обращаться к администрации за помощью и за поддержкой.

    И помогает, когда у школы правила и критерии оценки учащихся прописаны локальным актом, там же рассмотрен порядок рассмотрения жалоб от родителей.

    В этом случае учитель может просто адресовать родителя к этому документу для ознакомления и сказать, что все оценки выставляются в соответствии с этим документом. Либо говорить о том, что есть закон, который дает педагогу право на свободу от вмешательства в преподавательскую деятельность, право на определение критериев оценивать.

    Информирование родителей об оценках ребенка

    Есть ещё одна тема в этой ситуации. Это когда родители говорят, что их учитель не информирует об оценках и не дает ознакомиться с контрольными работами. Тут нужно понимать, что лучше всего с родителями общаться. Если учитель сам создает возможности для общения с родителями, если существуют встречи для ответов на вопросы, если родители понимают, как получить информацию, то конечно лучше информировать родителей об оценке своевременно. Потому что, если у родителя нет возможности обратиться непосредственно к учителю, то в случае проблемной ситуации, он пойдет жаловаться к директору.

    Так же закреплена за родителями и педагогами обязанность информировать вторую сторону о том, какие сложности возникают у обучающегося, чтобы он смог своевременно исправить свои пробелы в знаниях. И поэтому учитель должен здесь активно взаимодействовать с родителями. Если возникает проблема в обучении, то он обязан информировать родителей.

    Но способ информирования формально не утвержден в законодательстве. Если это не утверждено и в локальных актах школы, то это происходит по усмотрению педагога.

    Работа с жалобами родителей

    Очень важно, чтобы в школе было налажена система рассмотрения жалоб родителей. Часто у родителей нет четкого понимания о том, какие права они имеют, на что они могут жаловаться, что они могут требовать. Поэтому возникает претензии по поводу того, какую образовательную программу школа предлагает, какие методики учитель использует, какой объем домашнего задания он задает, что не ведется индивидуальная работа с отстающими.

    Понятно, что можно в случае конфликтных ситуаций обратиться к директору, но это уже рассматривается как крайний случай. Если у родителей возникают вопросы по поводу прав, графика работы школы, выбора образовательной программы, учебников, методики преподавания, то учитель должен понимать, что это вопросы, которые находятся в компетенции школы. И он должен знать, что он может перенаправить родителей в администрацию школы с тем, чтобы все эти вопросы централизованно проговорить и снять, чтобы родители не бежали в вышестоящие инстанции.

    Участие родителей в управлении школой

    Есть такая форма, как участие родителей в управлении образовательной организации, и по некоторым вопросам, таким как 5-дневная учебная неделя, режим дня, индивидуальная работа с отстающими, родители могут выдвигать свои предложения к администрации школы, поскольку это те вопросы, которые находятся в сфере управления образовательной организации.

    С родителями обязательно надо говорить. Не все родители злодеи, они просто иногда не понимают, на что они имеют право. И вот эти каналы общения с родителями должны быть настроены, и учителя должны понимать, что они могут перенаправить родителей в администрацию.

    Сбор денег на нужды школы

    Сбор денежных средств часто является острой необходимостью, поскольку все знают, что бюджетного финансирования и средств, поступающих от оказания платных услуг, в большинстве учреждений не хватает. Потому что, несмотря на то, что предоставленная школам возможность вести самостоятельную деятельность, приносящую доход, есть, но навыков привлечения достаточного количества желающих нет.

    Все равно существует проблема со сбором средств. От неё никуда не деться, и все это понимают. При этом органы власти сам факт сбора средств не отрицают. Вопрос всегда возникает «когда и на что это делается?» У разных школ могут быть разные потребности. И эти, и другие, и прочие. Тут вопрос, как учителю преподнести эти потребности и организовать сбор, чтобы не получить жалобы в прокуратуру.

    С одной стороны, самый простой вариант – поработать с родителями.

    «Поработать с родителями» — это не обеспечить появление записи в дневнике «принести на следующий урок 50 рублей или на следующий урок не приходи».

    Когда педагог начинает решать проблему сбора средств, он не должен давить на родителей или обучающихся. Лучше всего собрать родителей, объяснить, в связи с чем возникла необходимость сбора денежных средств, и предложить родителям выбор – «если вы хотите такого результата (обеспечение безопасности, например), то мы можем сделать то-то, то-то и то-то. Это может повлечь для вас дополнительные расходы, предлагаем вам рассмотреть этот вопрос и решить, есть ли возможность приобретения того или иного оборудования или тех и иных тетрадей, каких-то других учебных предметов, путем сбора денежных средств».

    Есть родительский комитет, он организовывает сбор средств, но при этом сам педагог не должен принимать участие в сборе этих средств.

    Он может оказать содействие по передаче денежных средств тому лицу, которое выбрано из числа родителей. Но не более. Он не должен выдавать расписок, обсуждать эту тему с детьми. В данной ситуации все это будет расценено не просто как нарушение прав, а как уголовное правонарушение: вымогательство или мошенничество.

    Для того, чтобы это все не произошло, педагог должен исключить требование с родителей. Объяснить — да, но требование нужно исключить из процесса сбора средств.

    Бывают ситуации, когда не всегда четко можно определить цель сбора средств. В таком случае можно создать фонд поддержки образовательной организации. Но это актуально в тех случаях, когда речь идет о крупных приобретениях. Во всех остальных случаях, чтобы не создавать дополнительные административные и организационные препятствия, лучше собирать средства через родительский комитет.

    Важно донести до каждого родителя тот факт, что все сборы средств сугубо добровольные.

    Но даже при этом в некоторых случаях у родителей возникают обиды. Вот принято решение сдать деньги на шторы в классе. Все сдали, а кто-нибудь один из родителей отказывается. Родители должны сами это обсудить и принять согласованное решение, покупают они шторы в итоге или не покупают. Учитель в этот момент не должен участвовать в принятии решения.

    Проблема рабочих тетрадей

    С одной стороны у нас есть статья 35 федерального закона «Об образовании РФ», которая говорит о том, что учебники и методические материалы должны приобретаться за счёт учреждения, то есть родители должны быть обеспечены ими. Вопрос в том, являются ли рабочие тетради «учебниками и методическими материалами»? На данный момент позиции по этому вопросу достаточно противоречивы, в том числе и со стороны правоохранительных органов и судов.

    К сожалению, вопрос, является ли рабочая тетрадь учебно-методическим материалом, на сегодняшний день по-разному рассматривается контролирующими органами.

    Одни говорят, что т. к. повторное использование достаточно затруднено, то рабочая тетрадь не может считаться предметом, который должен приобретаться за счет средств образовательного учреждения. Другие утверждают, что, в рабочих тетрадях можно работать карандашом, а перед сдачей их в школьную библиотеку, стереть все записи, и тогда тетрадью можно пользоваться несколько лет.

    В данной ситуации решение должны принимать сами родители. Учитель может информировать их: «Да, у нас есть методическое пособие, но если дети будут использовать краски или ручки, то давайте собирать денежные средства».

    Здесь тоже важно именно разговаривать и работать с родителями. По нашему опыту жалоб на необходимость приобретать рабочие тетради у родителей с нормальным достатком не бывает, они понимают учителя. Но когда в классе появляется родитель с низким доходом, вот тогда могут быть жалобы. Можно для таких семей специально предусматривать фонды поддержки, чтобы решать эти вопросы индивидуально, приобретать за них либо предлагать иные условия.

    Да, в этой ситуации мы даем не только правовые советы, а в первую очередь обращаем ваше внимание на возможность погашения любых конфликтов, которые в силу особенностей характеров и ситуаций, будут возникать. Чтобы эти конфликты решались, мы предлагаем возможные варианты решения этих конфликтных ситуаций. Эти советы не всегда носят правовой характер, а в первую очередь направлены на то, чтобы минимизировать возникающие правовые конфликты.

    Поведение учителя в конфликтной ситуации

    Многие знают о жестких конфликтах, когда дело доходит до суда. Мы считаем, что лучше всегда оставаться в правовом поле, даже если вы полагаете, что родитель явно не прав, и он ведет себя некорректно.

    Здесь нужно понимать, что закон одинаково защищает и родителей, и педагогов.

    Обе стороны обязаны уважать права других участников образовательного процесса. И на них точно также распространяются все прочие требования законодательства. Если, например, либо родитель, либо педагоги переходят на взаимные оскорбления, то у всех сторон в данной ситуации есть возможность обращаться в суд с защитой свои прав, посягательств на честь и достоинство и т. д.

    Ещё одна общая рекомендация — в ситуации конфликта между родителем или учителем учителю лучше обратиться к третьей стороне. Например, к администрации школы. Есть категория конфликтных родителей, которые часто жалуются, и учителю надо правильно уметь себя вести. Родителю, находящемуся уже внутри конфликта, часто сложно остановиться, он считает, что учитель себя не так ведет по отношению к его ребенку, и может раскручивать конфликт все сильнее.

    Важно, чтобы в школе были структуры, которые рассматривают конфликты между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами (да, такое тоже бывает).

    В школе это может быть управляющий совет, в который входят родители, который собирается для разбора конкретного случая. Тогда и ребенок, которые нарушает права учителя, ведя себя вызывающе, и родитель, который ведет себя неуважительно по отношению к учителю, вызываются на заседание управляющего совета или на комиссию по урегулированию споров. Инициировать рассмотрение конфликта этой комиссией может, как родитель, так и педагог. Когда конфликтную ситуацию разбирает не только педагог, а подключается и администрация школы, другие родители, тогда рассмотрение получается более объективным.

    Помимо этого можно и нужно отсылать конфликтного родителя к уставу школы, к законодательству о защите прав и говорить о том, что родители обязаны соблюдать требования и правила, установленные в школе. И что взаимное уважение прав всех сторон – это взаимная обязанность.

    Оцените статью:
    [Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий